Безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Аренда муниципального имущества без торгов и с ними

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Предоставление муниципального имущества в аренду регулируется большим количеством нормативных правовых актов. Среди всей нормативной базы, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ (далее – «ГК РФ»), который и дает определение муниципальной собственности.

В соответствие с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальным является имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

Права собственника в отношении такого имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Среди федеральных законов, регулирующих вопросы аренды муниципального имущества, следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «ФЗ № 135»).   

В зависимости от вида имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, порядок предоставления  в аренду такого имущества регламентируется в отношении:

  • Земельных участков – Земельным кодексом РФ;
  • Земель лесного фонда – Лесным кодексом РФ;
  • Водных объектов – Водным кодексом РФ.

Большая сфера арендных отношений регламентируется правовыми актами Федеральной антимонопольной службы (далее – «ФАС»), например, Приказ ФАС от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» (далее – «Приказ ФАС № 67»).

Законодательство в области аренды муниципального имущества является достаточно объемным и в правовые акты постоянно вносятся изменения.

Обратите внимание! По договорам аренды муниципальной недвижимости можно получить отсрочку платежей – “арендные каникулы” на период карантина. 

Готовое решение, как оформить арендные каникулы, читайте в системе КонсультантПлюс. Там же можно изучить условия, на которых обязаны предоставить “каникулы” по арендной плате. Если вы не можете прочитать материалы КонсультантПлюс, советуем оформить бесплатный доступ на 2 дня или запросить прайс и подключиться к базам системы на постоянной основе.

Обратите внимание! срок оформления отсрочки по арендной плате и арендных каникул заканчивается. Подробнее читайте в нашем материале Обзор изменений законодательства за октябрь 2020 года.

Сдача в аренду муниципального имущества – способы и формы

Сдача в аренду муниципального имущества возможна путем заключения договора аренда.

Законодательством предусмотрены следующие способы получения во владение и пользование  муниципального имущества:

  1. Право заключить договор аренды можно путем проведения торгов. При этом торги могут проводиться в форме аукционов или конкурсов.  Особое регулирование распространяется на проведение торгов в форме конкурса.
  2. В соответствие с п. 3 Приказа ФАС № 67 организовывать торги в форме конкурса, можно только в отношении определенного имущества, исчерпывающий перечень которого закреплен в Приложение № 2 Приказа ФАС № 67.К такому имуществу, например, относятся объекты железнодорожного транспорта, морские и речные порты, гидротехнические сооружения, метрополитен и иные. При этом, важно отметить, что по решению организатора, в отношении такого имущества торги можно провести и в форме аукциона. Такое положение указано в п. 26 Разъяснений ФАС России по применению ст. 17.1 ФЗ № 135 (далее – «Разъяснения ФАС»), которые являются приложением к Письму ФАС России от 04.09.2013 № АЦ/34611/13.

    Риски! Если торги в форме конкурса будут проведены в отношении имущества, которое не указано в Приложении № 2 Приказа ФАС № 67, это будет являться нарушением ФЗ № 135 и основанием для признания таких торгов и заключенных в результате них сделок недействительными. 

  3. Аренда муниципального имущества без торгов – способ заключения договора аренды муниципального имущества, установленный в порядке исключения ч. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 17.1 ФЗ № 135.

Порядок и особенности каждого из способов получения муниципального имущества в аренду рассмотрим далее. 

Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов

Основания заключение договора аренды муниципального имущества без торгов указаны в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135, к которым, например, относятся предоставление прав аренды на имущество:

  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • Некоммерческим организациям;
  • Государственным органам, Центральному банку РФ.

Перечень оснований, по которым имущество передается без проведения торгов, является исчерпывающим.

Обратите внимание! Заключить договор аренды без проведения торгов по основаниям, указанным в п. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135 можно только в отношении определенного муниципального имущества, а именно:

Важно отметить, что согласно п. 1 Разъяснений ФАС, по указанным основаниям заинтересованным лицам не предоставлено право в безусловном порядке требовать заключения договора аренды и соответственно такая обязанность не наложена на правообладателя.

Если на заключение договора аренды без проведения торгов в отношении одного и тоже объекта претендует несколько заявителей, то правообладатель вправе в отношении такого имущества организовать торги. И такие действия не будут нарушать права заинтересованных лиц. 

Еще одним основанием заключения договора аренды без проведения торгов является заключение договора аренды на новый срок. При этом договоры, срок действия которых истек, могли быть заключены как по результатам торгов, так и без их проведения.

При этом, чтобы можно было заключить договор на новый срок без торгов необходимо одновременное соблюдение двух условий:

Рекомендуем! В случае, если арендатор получил отказ в перезаключении договора аренды без торгов на новый срок, а правообладатель заключил в течение года такой договор с другим лицом, арендатор может в судебном порядке потребовать перевода на себя прав и обязанностей третьего лица, а также возмещения убытков. 

Заключение договора аренды муниципального имущества без торгов: таблица

Основания и условия для заключения договора аренды без торгов представлены в таблице ниже.

Основания заключения договора аренды муниципального имущества без торговУсловия для заключения договора аренды муниципального имущества без торгов
Основания для заключения договора аренды, указанные  п. 1. ст. 17.1 ФЗ № 135Договор аренды заключается только в отношении следующего имущества:1. государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;2. государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;3. государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.Договор аренды не может быть заключен в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется на основании:1. Земельного кодекса РФ;2. Лесного кодека РФ;3. Водного кодекса РФ;4.Законодательством РФ о недрах;5. Законодательством РФ о концессионных соглашениях;6. Законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Заключение договора аренды с арендатором по истечении срока предыдущего договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения1. Арендатор должен был исполнять свои обязательства по истекшему договору надлежащим образом;2. Срок договора аренды не ограничен;3. Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;4. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора;5. у арендатора должна отсутствовать задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

 Порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды

Порядок предоставления в аренду муниципального имущества путем проведения конкурса регламентируется Приказом ФАС № 67.

Организатором конкурса является правообладатель имущества, в отношении которого проводится конкурс. Организатор вправе также привлечь для организации конкурса третье лицо – специализированную организацию.

Обратите внимание! Специализированная организация не может быть участником конкурса. 

Организатор, прежде всего, должен создать конкурсную комиссию, которая должна включать не менее 5 человек.

Указанные выше положения относятся и к проведению аукциона.

Подробный порядок проведения конкурса представлен в следующей схеме:

Аукцион на право аренды муниципального имущества: порядок проведения

Порядок проведения торгов по аренде муниципального имущества в форме аукциона утвержден Приказом ФАС № 67. Рассмотрим этапы проведения аукциона:

  1. Размещение извещения об аукционе и документации на официальном сайте торгов.

    Согласно п. 103 Приказа ФАС № 67 извещение должно быть размещено не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок.

  2. Подача заявок на участие в аукционе. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, закреплен п. 121 Приказа ФАС № 67. Заявки регистрируются организатором аукциона.
  3. Рассмотрение заявок на участие в аукционе. Заявки рассматриваются в срок не более 10 дней, и в случае соответствия заявки требованиям заявитель допускается к участию в аукционе.

    Риски! Если заявитель подаст две и более заявки, то все они рассматриваются и подлежат возврату заявителю.

  4. Проведение аукциона. Аукцион по аренде муниципального имущества проводится путем повышения начальной цены договора на шаг аукциона, который составляет 5 % от начальной цены. Победителем аукциона является лицо, которое предложило наиболее высокую цену, с которым и заключается договор. Подробнее о заключении договора по итогам аукциона можно прочитать в статье «Проведение аукциона на право заключения договора аренды».

Кбк по доходам от аренды муниципального имущества в 2020 году

Источник: https://rusjurist.ru/dogovory/dogovor_arendy/arenda-municipalnogo-imushestva-bez-torgov-i-s-nimi/

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества – Закон о конкуренции

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов
[Закон о конкуренции] [Глава 4]

1.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

  • 1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
  • 2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
  • 3) государственным и муниципальным учреждениям;
  • 4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьёй 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • 5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
  • 6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
  • 7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
  • 8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ “О теплоснабжении”;
  • 9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
  • 10) лицу, с которым заключён государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, либо лицу, с которым государственным или муниципальным автономным учреждением заключён договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, если предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта либо договора;
  • 11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
  • 12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признаётся равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
  • 13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
  • 14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
  • 15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
  • 16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

2.

Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

  • 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
  • 2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
  • 3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казённым учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

3.1.

Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

  • 1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части;
  • 2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;
  • 3) договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

3.2. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

  • 1) медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 2) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 3) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.12.2011 N 401-ФЗ.

5. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

5.1. В соответствии с частью 6 настоящей статьи извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

6. С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт торгов).

7. Не допускается заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов.

8. При заключении и (или) исполнении указанных в частях 1, 3, 3.1 и 3.2 настоящей статьи договоров их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

9.

По истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключённого по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
  • 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

10. Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:

  • 1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
  • 2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

11.

В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причинённых отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_17_1/

Как передать имущество, закрепленное за бюджетными организациями, во временное пользование

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Что будет, если вы заключите договор без торгов

Договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, заключайте на основании конкурентных процедур (ч. 1 ст. 17.

1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Данное правило действует как в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, так и в отношении:

  • муниципального недвижимого имущества, переданного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям;
  • муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями;
  • муниципального имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления часто нарушают данное требование и конкурентные процедуры не проводят.

При этом формально муниципалитеты не заключают договоры аренды или иные договоры и не передают имущество, а лишь согласовывают передачу имущества подконтрольными муниципальными учреждениями и предприятиями.

Такие действия антимонопольный орган может расценить как нарушение законодательства о защите конкуренции.

ПРИМЕР 1: Управление муниципального имущества издало приказ, которым разрешило муниципальной школе сдать помещение в аренду предпринимателю.

Антимонопольный орган посчитал, что договор нельзя было заключать без проведения торгов, и выдал предписание об отмене приказа. Муниципалитет решил, что действовал в пределах своих полномочий, предоставленных ему как собственнику муниципального имущества.

Чиновники утверждали, что не передавали имущество и не предоставляли преференций в нарушение требований Закона № 135-ФЗ.

Судьи проанализировали приказ управления и согласились с аргументами УФАС. Муниципалитет дал согласие на заключение договора о передаче в аренду помещения с конкретным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют законные основания для получения прав аренды без проведения торгов.

Это обеспечило данному предпринимателю более выгодные условия деятельности и лишило иных лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, возможности получить это имущество в пользование на тех же условиях.

Суд признал действия органа местного самоуправления незаконными (постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2012 г. по делу № А12-3936/2012).

За нарушение порядка передачи прав на муниципальное имущество виновное должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.9 КоАП РФ). К административной ответственности привлекут чиновника, который согласовал передачу имущества без проведения торгов.

ПРИМЕР 2: Комитет по физической культуре и спорту администрации Ребрихинского района Алтайского края выдал согласие на передачу муниципального имущества (хоккейной коробки, помещения для хранения коньков и комнаты для их выдачи) в безвозмездное пользование индивидуальному предпринимателю. На основании его согласия муниципальное учреждение – детско-юношеская спортивная школа – заключило с предпринимателем договор безвозмездного пользования.

Так как конкурс на право передачи муниципального имущества не проводился, антимонопольный орган посчитал, что порядок предоставления муниципальной преференции соблюден не был. Действия председателя комитета были квалифицированы по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В отношении него вынесено постановление по делу об административном правонарушении, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. Чиновник попытался оспорить постановление в судах двух инстанций, но проиграл (решение Алтайского краевого суда от 9 декабря 2015 г.

по делу № 21-671/2015).

Чтобы избежать штрафа и признания договора недействительным, заключайте договоры по итогам торгов. Но из этого правила есть исключения.

Когда имущество можно предоставить без проведения торгов

Перечень исключений из правила о предоставлении муниципального имущества во владение (пользование) только по итогам торгов установлен частью 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Так, муниципальное имущество передается без торгов:

  • государственным органам, органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • ТСЖ, социально ориентированным НКО при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем;
  • медицинским организациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
  • для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
  • лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае если передаваемое имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения;
  • лицу, с которым заключен муниципальный контракт в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта;
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе, конкурсной документацией или документацией об аукционе.

Законодатель не только перечислил все 16 случаев передачи муниципального имущества без торгов, но и конкретизировал некоторые из них. Так, заключение договоров в отношении муниципального имущества муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без проведения конкурсов или аукционов возможно только в случаях заключения этих договоров:

  • с медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации;
  • организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
  • физкультурно-спортивными организациями в целях создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Возможность заключения договоров аренды или безвозмездного пользования без проведения конкурсов или аукционов в этих случаях подтверждается судебной практикой.

ПРИМЕР 3: Школа предоставила благотворительному фонду преимущественное право на организацию питания обучающихся. УФАС посчитал, что учреждение нарушило Закон № 135-ФЗ. Школа обратилась в суд. Суд первой инстанции решение УФАС отменил.

Он отметил, что заключение договора безвозмездного пользования муниципальным пищеблоком связано напрямую с договором на организацию питания обучающихся. Во исполнение таких договоров закон разрешает передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами (постановление АС Восточно- Сибирского округа от 5 апреля 2016 г. по делу № А74-5533/2015).

Как соблюсти порядок передачи имущества по конкурсу

Передача в аренду недвижимого имущества, принадлежащего муниципальной организации на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, состоит из нескольких этапов.

1. Выдайте организации согласие как собственник имущества. Для бюджетных и казенных учреждений согласие собственника обязательно. Автономное учреждение должно получить согласие в двух случаях. Во-первых, если собственник закрепил имущество за учреждением. Во-вторых, если учреждение приобрело имущество на средства, выделенные собственником.

Если собственник согласия не давал, договор может быть признан недействительным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165, Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными).

Порядок согласования сделок по предоставлению муниципального имущества органы местного самоуправления устанавливают самостоятельно муниципальным правовым актом. Например, администрация города Обнинска приняла постановление от 7 апреля 2016 г.

№ 480-п «О порядке согласования сделок по предоставлению муниципального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в аренду или безвозмездное пользование».

2. Установите, в какой форме будут проводиться публичные процедуры по передаче права пользования муниципальным имуществом, закрепленным за учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

В отношении такого имущества торги могут быть проведены в форме конкурса или аукциона. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Во всех других случаях проводится аукцион (п. 18 разъяснений ФАС России от 1 ноября 2011 г.).

3. Определите, кто будет организатором торгов на право аренды.

Если торги проводятся в отношении имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то организатором торгов выступает лицо, обладающее такими правами в отношении имущества.

Собственник должен уполномочить учреждение организовать и провести торги. Это следует из письма ФАС России от 28 сентября 2010 г. № АЦ/32580. Организатором торгов может выступать также привлеченная специализированная организация.

4. Организатор торгов создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет порядок ее работы, начальную (минимальную) цену договора, его предмет и существенные условия договора. Затем организатор утверждает проект договора, конкурсную документацию или документацию об аукционе, определяет условия торгов и вносит в них изменения.

5. Организатор торгов размещает извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию на официальном сайте torgi.gov.ru. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие (п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

6. Организатор торгов регистрирует поданные заявки на участие в торгах. В течение одного рабочего дня с даты поступления каждой электронной заявки нужно подтвердить ее получение.

Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. Конверты с такими заявками могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если такая заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ для возврата заявителю.

Если на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно.

7. Комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в торгах и рассматривает заявки. Рассмотреть их нужно в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) или в течение 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона).

Процедура рассмотрения заявок оформляется протоколом. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает его участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.

8. Организатор торгов определяет победителя на основании оценки и сопоставления заявок.

9. Заключите договор с победителем. Если подана одна заявка, договор заключают с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах.

10. Если имущество недвижимое, договор необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20171125/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.