Автобиография и биография

Содержание

О самом главном. зачем нужны автобиографии и автоэтнографии

Автобиография и биография

Автобиографии интересны с любой точки зрения. Если рассматривать их как схему жизненного пути, оттуда можно смело черпать вдохновение и советы, как добиться того же, что и авторы. Если же смотреть на них как на дневники, то можно просто получать удовольствие от возможности узнать сокровенные стороны тех людей, о которых мы на самом деле ничего не знаем.

В то же время кажется, что автобиография — это самый ограниченный и ненаучный из всех нехудожественных литературных жанров.

Если автор/ка знаменит/а — Генри Форд, Джейн Фонда, Уинстон Черчилль, Мадлен Олбрайт, — возникает ощущение, что такой многостраничный нарциссизм (обычно приправленный к тому же различными мудростями и заезженными «правилами жизни») может только рассказать о конкретной персоне, но не научить чему-либо.

А если об авторе/ке никто и не слышал, то это уж тем более никому не нужно. Однако автобиографическая литература может быть действительно ценной и для отдельных читателей, и для развития академической или научной мысли — например, в антропологии.

Сплетни или исторический фон?

Зачем нужны автобиографии? Самый простой и поверхностный ответ — чтобы удовлетворять любопытство: нам всегда интересны подробности жизни знаменитостей.

В этом случае автобиография не обязана быть научной или даже правдивой: часто хочется узнать, например, что именно условный Златан Ибрагимович думает о самом себе, или просто о пикантных деталях быта музыкантов рок-группы Motley Crue из первых рук.

Однако мало кто скажет, что дневник Анны Франк важен из-за самой девочки — всё как раз наоборот.

Кроме развлекательной ценности сплетен автобиография по умолчанию содержит исторический контекст, в котором проходит жизнь автора. Любые события обусловлены не только волей создателя/ницы, но и общим социополитическим контекстом, в котором он/а находится.

Такой исторический аспект даже заметнее в тех текстах, которые не создавались с познавательной целью, но со временем ее обрели.

Взять ту же автобиографию Motley Crue «Грязь»: с каждым годом она всё больше напоминает подробный справочник о том, как не нужно себя вести в эпоху #MeToo, нежели шокирующие рассказы о выходках звезд 1980-х.

Рассказ о себе как научный метод

Всё достаточно очевидно, когда дело касается автобиографии как произведения популярной или повседневной культуры. Но переход текста «о себе любимом» в статус серьезного антропологического или этнографического метода кажется немного подозрительным.

Такой субъективный способ изложения вызывает резонный скепсис: автобиографии нарушают основной принцип эпистемологии: «познающий субъект должен отличаться от познаваемого объекта».

Люди предвзяты по отношению к себе — соответственно, возникают вопросы: не будет ли объективная третья сторона лучшим рассказчиком чьей-либо истории, чем ее участники/цы? И почему же тогда количество автобиографических работ с академическим или научным уклоном только увеличивается?

Действительно, в академической сфере растет не только количество, но и популярность автобиографий и автоэтнографий (автобиографически поданных рассказов об определенной части жизни автора). И на это есть историческая причина.

В прошлом стандартная антропологическая работа создавалась по методическому шаблону: ученый находился в близком контакте с исследуемой группой людей (часто это были коренные народы), собирал о них информацию — самостоятельно и/или с помощью различных опросов и интервью — и затем описывал это, используя или создавая новые теоретические формулировки.

С одной стороны, такой метод максимально близок к «объективному» способу исследования с участием людей. С другой — никакая научная работа не может быть полностью независимой от личности ее автора/ки.

Даже в технических науках существует предвзятость.

Сам выбор темы исследования субъективен и определяется исключительно тем, насколько велик спрос на нее в научных кругах в контексте определенного института, страны, эпохи и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=BTc8osrMqEs

Именно это понимание исследователя как субъективного и вписанного в контекст общества благодаря его/ее полу, возрасту, расе и т. д. заставило ученых пересмотреть свои взгляды.

Если ранние антропологи могли свободно путешествовать по миру и описывать встреченных ими людей как диковинных или любопытных, то постколониальные исследователи стали относиться к такому подходу скептически.

Традиционные антропология и этнография и их будто бы зоологический интерес к этническим группам стали заметно попахивать евроцентризмом и консервативно-снисходительным отношением западного мира к иноземцам.

(По тем же причинам автобиографический подход стал впоследствии популярным и среди феминисток.) Это вызывало так называемый кризис репрезентации: у исследуемых людей не было голоса в научном мире и они могли лишь надеяться, что те, кто расскажет о них на Западе, будут к ним благосклонны.

Антропология смогла преодолеть кризис репрезентации, сместив акценты с исследования другого как «чужака» на личность самого/й автора/ки: в конце концов, повредить негативным автобиографическим исследованием можно только себе.

Именно таким образом автобиографические и автоэтнографические работы постепенно стали появляться в науках. Изначально это были исследования определенных этнических (или других) групп, которые проводили ее же члены, а затем работы, сосредоточенные исключительно на личности их авторов/к.

Воспринимать такое явление как шаг назад, вызванный политическим развитием современного общества, было бы ошибкой: то, что фокус исследования сместился на самого/му исследователя/ницу, не означает, что больше нельзя наблюдать и документировать быт других людей.

Эти «другие люди» уже включены в любую автобиографию или автоэтнографию — ведь любой/ая автор/ка по умолчанию идентифицирует себя как представителя/ницу тех или иных гендерных, расовых, этнических и классовых групп и тем самым является как минимум одним из воплощений их интересов и характеристик.

Как писал ученый Вольф-Майкл Рот, «авто/биография… — это всегда также и биография, модель истории жизни не только Другого, но и обобщенного Другого; авто/этнография… — это всегда также и этнография».

Иными словами, каждый раз, когда ваша тетя пишет длинный пост на фейсбуке о своей поездке за границу, она пишет не только о себе и своем отпуске, но и рассказывает об уникальном сочетании культурно-общественных групп, представительницей которых она является. Хорошо ли она их репрезентирует — судить читателю.

Анализируй это

Если отбросить иллюзию объективности традиционной антропологии, выяснится, что у автобиографического подхода есть множество преимуществ перед стандартными методами исследований. Например, в условиях наблюдения или интервью обычный человек всегда ведет себя неестественно, но если исследование сфокусировано на себе самом/й вместо кого-либо другого, такой проблемы не возникает.

Человек постоянно находится рядом с собой, и если он умеет рефлексировать, то может получить полную перспективу на его быт и идентичность.

Более того, возможность зафиксировать свою повседневную жизнь со всеми ее сложностями и прелестями очень важна: так общество может узнать об институционализированных препятствиях, стоящих перед различными социальными группами (например, перед ЛГБТ-сообществами).

Известно, что рефлексивное творчество может стать катарсисом для его автора/ки.

Многие антропологи и этнографы пользуются этим и убивают сразу двух зайцев, когда описывают свой травматический опыт автоэтнографически: в одном тексте они могут и позволить себе некоторую терапию, и проанализировать важное для них событие с помощью существующих научных теорий.

Такой формат популяризовала в том числе известная американская ученая Кэролин Эллис. Ее первый важный автоэтнографический труд Final Negotiations: A Story of Love, and Chronic Illness подробно описывал ее опыт заботы о муже, умирающем от эмфиземы легких.

Для некоторых исследователей автоэтнографии — это способ изучить разрыв между академическими теориями и их реальной жизнью.

Многие из нас, например, охотно критикуют капитализм, но при этом нежно относятся к своим новым дорогим кроссовкам, сшитым за десять рублей в Юго-Восточной Азии. И хотя целью автоэтнографии, конечно, не должна быть культивация ненависти к самому/й себе, такая интроспектива позволяет заметить зазор между нашими убеждениями и действиями.

Пожалуй, главный плюс автоэтнографического метода состоит в его уникальном взаимоотношении с читателями. Если стандартный научный текст пытается поддержать свою объективность и обращается к аудитории с некой индифферентностью, то автобиографическая или автоэтнографическая литература требует от читателей прямого взаимодействия с текстом.

На претензии, что в автобиографиях субъект и объект познания сливаются, научное письмо «о себе» дает хороший ответ: субъект-исследователь таких работ на самом деле не автор/ка, а сам/а читатель/ница.

Таким образом, применимость каких-либо автоэтнографически выработанных теорий или наблюдений оценивает уже не сам/а автор/ка, а человек по другую сторону текста.

Если размышлять в таком ключе, то классическая и очевидная критика автобиографического метода как нарциссического выглядит немного несообразно: неужели традиционное неписаное заявление научных текстов о собственной объективности и правоте является менее самовлюбленным?

Все эти преимущества относятся не ко всем текстам, посвященным собственному опыту автора/ки. Конечно, плохая автобиография может оказаться и нарциссической, и абсолютно бесполезной в научном мире.

Более того, подобные тексты «о себе» всегда создают огромную неловкость, когда дело касается их критики: как можно высказать честное мнение по поводу того, что так важно и близко их создателям/ницам?

Безусловно, автоэтнографии и автобиографии — это не мастер-ключ к любым вопросам и дисциплинам.

Несмотря на легкость и относительную новизну такого метода, наука не нуждается в нем постоянно — иной раз математическая теорема вряд ли станет лучше от авторской рефлексии.

Однако в повседневной жизни автобиографические рассказы могут быть очень ценными. Не стесняйтесь писать о себе, будь то в терапевтических или образовательных целях или о походе в магазин и о путешествии вокруг света.

Источник: https://knife.media/autoethnography/

Как пишется слово “биография” и “автобиография”?

Автобиография и биография

Термины “биография” и “автобиография” часто встречаются в жизни человека. Почти каждый хоть раз писал автобиографию для каких то целей, изучал биографии выдающихся людей. В таких случаях мы обращаем внимание на то, как пишется слово автобиография, как составляется описание.

Слова будто близки по звучанию, но различны по форме и содержанию изложения. Отличаются и требования к их составлению. Сначала мы остановимся на орфографических особенностях этих словоформ.

Но каждому человеку нужно знать, как составить, какими фактами наполнить документ или прозаическое описание, чем отличаются эти понятия и что общего в их содержании и значении.

Как правильно пишутся термины

Би-о-гра-фи-я, имя существительное, неодушевленное, женского рода, изменяется по падежам, имеет единственное и множественное число, состоит из пяти слогов, с ударением на третьем. Словосочетание образовано путем объединения двух основ иностранного происхождения, обозначающих:

  • био- фонема имеет греческие корни и переводится на русский язык, как жизнь;
  • графи(о)- в переводе звучит, как писать.

Лексическая единица имеет два корня: био-, граф-, суффикс -и-, окончание -я.

Ав-то-би-о-гра-фи-я, имя существительное, неодушевленное, женского рода, изменяется по падежам, имеет единственное и множественное число, состоит из семи слогов. Особенность произношения состоит в том, что в слове два ударения на первом и на пятом слоге. Словосочетание пришло в русскую речь путем соединения трех международных словообразовательных элементов.

Лексическая единица, состоящая из трех корней, суффикса и окончания:

  • авто-, корень, что значит в переводе с греческого сам;
  • био-, корень, обозначающий по русски – жизнь;
  • граф-, корень и соответствует в русском языке термину описание;
  • -и- суффикс;
  • -я – окончание, изменения которого по падежам изменяет значение выражения.

Обращаем внимание, что по падежам изменяются как в первом словосочетании, так и во втором только окончания, остальные фонемы остаются неизменяемы.

Правила

Чтобы знать, как пишется слово “биография”, нужно его правописание запомнить, это словарное, состоящее из двух морфем иностранного происхождения словосочетание, которое мы сверяем за словарем.

Чтобы знать, как пишется “автобиография”, нужно также сверять за словарем. Термин, состоящий из трех словообразовательных элементов иностранного происхождения.

Примеры предложений с лексическими единицами

  • На уроках литературы мы изучали биографию русской поэтессы Анны Ахматовой.
  • Основные периоды жизни из биографий писателей зарубежной классики учащиеся выписали в рабочие тетради.
  • При приеме на работу от сотрудников требуется автобиография.
  • Степан Иванович долго не мог сосредоточиться, чтобы последовательно изложить свою автобиографию.

Как не правильно

Неправильной формой написания будут варианты разделения морфем в каждой из лексических единиц.

Значение слова

Термин “биография” означает описание жизни человека, которое составляется другим лицом, кто то описывает жизнь интересующего его человека. Понятие употребляется как в прямом значении, так и в переносном, когда речь идет о каком то факте из жизни человека (мы узнали интересный случай из его биографии).

Выражение “автобиография” означает изложение, написанное автором о периодах своей жизни, повествование сосредоточено на особенностях собственных этапов жизни. Близок по значению термин мемуары.

Вывод

Автобиографии бывают краткие, обширные, анкетные. Каждая пишется с какой то целью, отличается по содержанию и требованиям. Чтобы знать как пишется “автобиография”, как документ, нужно запомнить к нему общепринятые требования.

Она должна быть: емкой, лаконичной, информативной, читабельной, это ваша визитная карточка в картотеке работников или учащихся. В изложении придерживаемся хронологии, делового стиля написания, неправдоподобные данные о себе могу иметь неприятные последствия.

В содержании излагаем основные данные о себе и размещается обязательно дополнительная общая информация о родных. В литературном жанре автобиографические повествования корректируются литературными нормами.

Чтобы знать, как пишется “биография”, нужно понимать основные принципы и цели ее составления. Их пишут о ком то, это описание чьей то жизни. Они могут быть научными, исследовательскими, философскими, литературными. Их содержание, объем, разделы, форма повествования зависит от жанра изложения.

Источник: https://pishetsya.ru/orfografiya/kak-pishetsya-slovo-biografiya-i-avtobiografiya

Урок русского языка

Автобиография и биография

Михайленко В.Г.,

учитель русского языка и литературы ООШ №14 г.Костаная

Предмет: русский язык (развитие речи)

Класс: 8 «В» (ЗПР)

Тема урока: Биография. Автобиография.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний и умений обучающихся по структуре и принципам составления биографии и автобиографии.

Задачи урока:

– образовательные: познакомить с понятиями «биография», «автобиография», рассказать о необходимости умения составлять автобиографию, познакомить

с требованиями к составлению автобиографии, учить составлять текст автобиографии по образцу;

– коррекционно-развивающие: корригировать и развивать внимание через разгадывание темы урока, мыслительные процессы через выполнение упражнений, связную устную и письменную речь через ответы на вопросы и составление последовательного текста о себе, через работу

с деформированным текстом;

– воспитательные: формировать положительную учебную мотивацию при составлении биографии и автобиографии, прививать культуру оформления документа.

Оборудование: раздаточный материал: технологическая карта урока, план автобиографии, мультимедийная установка.

Стратегии КМ:

Мозговой штурм, Диаграмма Венна, ЗХУ, Корзина идей, Письмо по кругу, РАФТ, Синквейн.

Ход урока.

1. Вызов

1.Оргмомент(t’ = 2 мин.)

Приветствие, запись числа, для темы урока оставить свободной 1 строку.

2. Мозговой штурм(t’ = 3 мин.)

– Посмотрите на предложенные группы слов и определите, что объединяет слова в каждую их этих групп (что у них общее).

1) география, орфография, хореография, графика.

2) биология, биосинтез, биотопливо, биосфера.

3) автобус, автостоп, автодом, автоспорт.

Уч-ся: в каждой из этих групп у всех слов одинаковый корень.

– Перепишите слова по группам, выделите в каждом из них общий корень и объясните его значение.

Уч-ся: -граф- (grapho) – пишу (греч.)

-био- (bio) – жизнь (лат.)

-авто- (autos) – сам (греч.)

– Какое слово, относящееся к человеку, получится, если соединить 2 первых корня? Переведите его на русский язык.

Уч-ся: биография = жизнеописание.

– 3. Диаграмма Венна(t’ = 6 мин.)

А какой оттенок значения получится, если к этим двум корням добавить третий? Запишите получившееся слово, объясните его значение, и подумайте: чем оно отличается от предыдущего и что у них общего, оформив свои мысли в диаграмме Венна:

Уч-ся: автобиография = описание собственной жизни.

Что объединяет:

– описание жизни

– хронологическая последовательность

Биография Отличие:

– пишут другие

– при жизни и после смерти

– научная, художественная, популярная

Автобиография:

Отличие:

– пишет сам

-только при жизни человека

-деловое письмо

-при поступлении куда-либо

– Проанализировав то, о чем мы сегодня говорили, скажите, какая тема сегодняшнего урока?

Уч-ся: Биография и автобиография.

– Запишите тему в тетрадь и ответьте, какие задачи у сегодняшнего урока.

Уч-ся: узнать, что такое биография и автобиография, определить сходство и отличие, научиться писать биографию и автобиографию.

2. Осмысление.

1. ЗХУ(t’ = 3 мин.)

– Перечертите таблицу в тетрадь.

В течение 3 минут заполните 1-ю и 2-ю колонку. 3-ю колонку вы заполните в конце урока.

– Итак, что вы уже знаете по теме?

– А что хотите узнать?

2. Корзина идей(t’ = 5 мин.)

Давайте вместе подумаем, какие примерные, обязательные элементы должны быть в биографии?

(1. Фамилия, имя (при желании, отчество).

2. Даты жизни и смерти (если умер).

3. Место рождения (страна, город).

4. Титул, звание.

5. Область деятельности.

6. Высшее научное, военное звание или учёная степень (при желании, с годом присуждения).

7. Происхождение, родственные связи (родители, родственники по линии матери и отца).

8. Условия, повлиявшие на выбор профессии (при желании).

9. Образование (в хронологии с годом окончания учебного заведения).

10. Влияние учителей и школ.

11. Основные этапы жизни, научной и организационной деятельности (в хронологическом порядке).

12. Характеристика научного или творческого вклада в контексте отечественной и мировой науки и практики, литературы, культуры, искусства, создание научной школы (судьба изобретений, проектов и т. п.).

13. Философские и общественно-политические взгляды (если они ярко выражены).

14. Участие в общественно-политической жизни.

15. Влияние на развитие культуры (науки, искусства, спорта…). Оценка деятельности в различные исторические эпохи.

16. Высшие почётные звания, премии (с датами присвоения, присуждения).

17. Библиография.

18. Иллюстрации знаменательных событий, регалий, дипломов…

19. Аннотированные ссылки на книжные, журнальные источники, ресурсы Интернета.)

3. Устное рассказывание(t’ = 3 мин.)

– Расскажите, как вы помните, биографию какого-нибудь известного вам человека.

Уч-ся: (рассказывают)

4. Биография Независимого Казахстана (прием «Письмо по кругу») (t’ = 6 мин.)

– В прошлом году наша страна отметила 25-летие Независимости. Вы достаточно хорошо знаете историю нашей суверенной родины, поэтому я предлагаю вам задание:

Сначала в течение 1 минуты вы думаете и вспоминаете, что можете написать о происхождении и этапах жизни Независимого Казахстана.

Затем я даю по 1 листочку первому сидящему на ряду ученику. Он в течение минуты пишет свои предложения, составляя биографию Независимого Казахстана и передаёт листочек следующему однокласснику.

Этот человек читает ранее написанное и добавляет свои предложения по теме в течение 1 минуты, затем заворачивает текст, написанный предыдущим учеником, оставляя только свой видимым и передает дальше. Третий, четвертый и пятый ученики поступают аналогичным образом, продолжая записи предыдущего одноклассника.

Последний приносит листочек учителю. Всем понятно? А затем мы прочитаем получившиеся биографии нашей страны.

Уч-ся: выполняют задание.

5. Автобиография(t’ = 3 мин.)

– Прочитайте предложенную вам информацию по автобиографии.

АВТОБИОГРАФИЯ.

В повседневной жизни нам нередко приходится пользоваться деловой речью, составлять деловые бумаги. Чтобы правильно составлять деловые бумаги, нужно уметь выбирать из речи слова, относящиеся к официально-деловому стилю.

Автобиография – это описание, краткое изложение основных событий собственной жизни; собственноручно написанная биография. Автобиография – один из наиболее распространенных документов, требуемый при поступлении на работу. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего.

Любая автобиография должна содержать наименование документа, текст автобиографии, дату написания, подпись составителя.

Самая главная часть автобиографии – это её текст. Текст автобиографии всегда составляется в определенной последовательности.

Эта последовательность определена примерным планом:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения.

3. Место рождения.

4. Сведения о родственниках (родители – фамилия, имя, отчество, место их работы, братья/ сестры – фамилия, имя, отчество, место их учебы, работы).

5. Учёба в школе.

6. Учеба в коллеже, лицее, вузе.

7. Трудовая деятельность до момента написания автобиографии.

8. Домашний адрес, телефон.

9. Дата.

10. Подпись.

Все сведения об учебе и работе указываются в хронологическом порядке. Автобиографию желательно уместить на одной странице листа формата А4.

– Есть ли вопросы по плану автобиографии, всем ли понятно, как она составляется?

6. Составление автобиографии своего класса (прием «РАФТ») (t’ = 3 мин.)

Я прошу каждого из вас в течение 3 минут написать автобиографию своего 8 «В» класса от имени класса, если бы он был человеком, придерживаясь примерной структуры автобиографии. Прошу обратить внимание, что братья и сестры класса – это ученики вашего класса, родители – классные руководители.

А затем мы послушаем желающих.

3. Рефлексия.

1.ЗХУ (t’ = 1 мин.)

– Итак, мы сегодня говорили о биографии и автобиографии. В начале урока вы заполнили 2 колонки таблицы ЗХУ. Сейчас в течение 1 минуты прошу вас заполнить 3-ю колонку.

Уч-ся: заполняют.

2. Синквейн (t’ = 3 мин.)

Составьте синквейн 1 вариант – по теме «Биография», 2 вариант – «Автобиография».

Правила составления:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Слово-вывод

3. Домашнее задание (t’ = 1 мин.)

Написать в тетради собственную автобиографию или автобиографию любого литературного героя, с которым вы познакомились в 5-8 классах.

4. Оценки за урок

Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-biografiya-avtobiografiya-1695423.html

Разработка урока русского языка по теме

Автобиография и биография

60. Биография. Автобио­гра­фия.

Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?

(Учащиеся называют жанры). Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год — вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.

Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше узнать себя? (Ответы учащихся).

Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).

Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя.

Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность,  как человек своего времени. Вспомните летописи. Какова их цель? Почему мы их читаем? Например, «Повесть временных лет». Летописец не пассивный регистратор, а человек заинтересованный, дающий оценки тем событиям, о которых пишет.

        Как же быть? Каков критерий биографии? Возникает вопрос: какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.

         Для успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы.  Условно назовем группы №1,  №2

3. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.

        Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.

Обратите внимание на определение термина – автобиография (от греч. autos –сам, bios ~жизнь, grapho –пишу) – прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

Итак, ребята, наша задача – выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов. Перед вами тексты карточек №1 и №2 прочитаем их. Почувствовали ли вы, что тексты разные, хотя об одном и том же? Итак, задание для учащихся первой группы. Перед вами текст карточки №1.

от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю удачи, можете приступать к работе.

Учащиеся второй группы, вы так же работаете с сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе. (На работу вам отводится 7 минут).

Биография. Автобиография.

Цели:

образовательная – изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере биографии и автобиографии; 

развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации;

воспитательная –  через овладение жанром помочь осознать себя как личность.

Задачи:

– изучение структуры биографии и автобиографии;

– выявление различий литературной автобиографии и служебной;

– привитие культуры оформления документов;

ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Психологический настрой. 2. Мотивация. 
Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Сразу в классе стало светлее от ваших улыбок. Я желаю вам доброго настроения на весь учебный день.

Когда я готовилась к нашему уроку, я думала о том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что в «я» каждого из вас, таком многоликом, интересном, в разные периоды жизни важным становится разное. 
Давайте представимся друг другу. Я – учитель. А вы? Мне тоже интересно ваше «я». Я знаю, что все вы ученики.

А чем вы еще занимаетесь помимо учебы? Например, я люблю кататься на коньках. А ты? (Ответы учащихся).
Значит, всё вместе: отношение к учебе, ваши занятия вне школы, ваши интересы, ваш характер – составляют ваше «я». Мне приятно, что мы будем работать вместе.

 
Посмотрите на эпиграф (запись на доске) к нашему уроку: «Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой внутренний мир.

  Познай самого себя… Я думаю, нет необходимости говорить вам, что это сложный процесс, и порой не хватает жизни, чтобы это сделать. 

2. Выход на тему. Целеполагание.

По этому поводу русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, – это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?

(Учащиеся называют жанры, открывается слайд№1 с названиями жанра.)

Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год —

вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.

Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше

узнать себя? (Ответы учащихся).

Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).

Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя.

Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность,  как человек своего времени. Вспомните летописи. Какова их цель? Почему мы их читаем? Например, «Повесть временных лет». Летописец не пассивный регистратор, а человек заинтересованный, дающий оценки тем событиям, о которых пишет.

        Как же быть? Каков критерий биографии? Возникает вопрос: какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.

         Для успешной и эффективной работы предлагаю разделиться на две группы.  Условно назовем группы №1,  №2

3. Изучение структуры автобиографии. Работа в группах.

        Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.

Обратите внимание на определение термина – автобиография (от греч. autos –сам, bios ~жизнь, grapho –пишу) – прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.

Итак, ребята, наша задача выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов. Перед вами тексты карточек №1 и №2 прочитаем их. Почувствовали ли вы, что тексты разные, хотя об одном и том же? Итак, задание для учащихся первой группы. Перед вами таблица и текст карточки №1.

Что бы я хотела от вас услышать? Определите по таблице отличия литературной автобиографии от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ.

Желаю удачи, можете приступать к работе.

Учащиеся второй группы, вы так же работаете с сопоставительной таблицей и текстом карточки №2 на листах рабочей тетради. Ваша задача: доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе. (На работу вам отводится 7 минут).

Что бы я хотела от вас услышать? Определите отличия литературной автобиографии от служебной и докажите, что текст карточки №1 – это литературная автобиография. Работаете на листах рабочей тетради по алгоритму, указанному в нем. В конце ваших наблюдений лидер группы должен представить ответ. Желаю удачи, можете приступать к работе.

Учащиеся второй группы, вы так же работаете с текстом карточки №2. Ваша задача – доказать принадлежность данного текста к служебной автобиографии, придерживаясь алгоритма, указанного на листе. Лидер вашей группы должен представить отчет о наблюдениях. Желаю удачи, можете приступать к работе. (На работу вам отводится 7 минут).

4. Защита проектов. 
Лидеры группы представляют отчеты о проведенной работе. (Ответы учащихся). 
Первое, с чего мы начинаем создание любого текста, — определение цели. Цель создания текста определяет выбор стиля речи и тех художественных средств, с помощью которых данная цель будет достигаться.

Структура текста менее жесткая, если текст совмещает элементы официально-делового и художественного стилей. О литературной автобиографии мы говорим с вами, когда изучаем творчество какого-либо писателя или художника, стараясь определить степень отражения событий его жизни в его произведениях.

И, пожалуй, вы согласитесь со мной, что личность очень многих из них отражает свое время. 
Обращаем внимание на то, что новый блок информации графически обозначается абзацем. Концовка документа отмечена датой. 
Наряду с литературной есть служебная автобиография. Структура текста уже задана, если текст официально-делового стиля речи.

За сухими строчками автобиографии мы можем лишь угадывать состояние художника, его чувства, мысли. Я верю, что каждый оставляет свой след в жизни – в строчках, поступках… Мы увидели, что важно было сказать о себе М. Булгакову. Текст его автобиографии отвечает требованиям, предъявляемым к этому жанру.

Мы легко можем определить, в чем его отличие от построения предыдущего текста? 
Обратите внимание на то, что в служебной автобиографии новый блок информации начинается с определения времени и графически обозначается абзацем. Концовка документа – дата и подпись.  Резюме.

Структура его такова: указывается фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, семейное положение, гражданство. Затем следуют сведения о профессиональной подготовке: образование, знание языков.

Степень владения компьютером, стаж работы. Здесь вы можете написать об особых заслугах, которые, по вашему мнению, могут сыграть решающую роль при рассмотрении вашего резюме: диплом с отличием, опыт работы в данной сфере деятельности, наличие печатных работ, стажировка за границей и т.п.

Далее следует указать ваш адрес, телефон (служебный и домашний), место работы и должность. Можно приложить рекомендации (отзывы о вашей работе или учебе). Обычно этот документ отправляют по факсу. 
5. Создание текста с учетом заданной ситуации – Напишите свою биографию в форме официального документа.

Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях. 
Вы замечательно справились с заданием, теперь, используя схему составления служебной автобиографии, составьте свою служебную биографию.

Понятно, что она у вас ограничится пока такими событиями, как рождение, поступление в школу, может быть, переезд на другое место жительства, учеба в дополнительных образовательных учреждениях и т.д. 
(На эту работу отводим 5 минут). 
(Слово учителя). 
Прочитайте, пожалуйста, свои биографии.

(Учащиеся зачитывают). 
Здорово, что в 15 лет вы так много успели в жизни, но впереди еще много вершин, которых можно достичь. 
6. Итог занятия. Рефлексия. Оценка. 
Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь.

Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшнее занятие — еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни – автобиография, резюме, дневник или мемуары – будет содержательной, грамотной, красиво написанной!

Запомнить! Биография – жизнеописание: чей-либо жизненный путь.

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/12156-razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-biografiya-avtobiografiya

Разница между биографией и автобиографией

Автобиография и биография

Двумя традиционными формами литературы, которые описывают очерк и ход жизни человека, являются биография и автобиография. Биография – это история жизни человека, написанная кем-то другим, тогда как автобиография – это выражение жизни человека, написанное самим собой.

Оба из этих двух представляют взгляд на то, что произошло в прошлом, где жил автор. Это нехудожественные книги, написанные в хронологическом порядке, рассказывающие историю о человеке, который внес значительный вклад в конкретную область. Многие думают, что две письменные формы – это одно и то же, но есть заметная разница между двумя, представленными в данной статье.

Сравнительная таблица

Основа для сравнениябиографияавтобиография
Имея в видуБиография относится к счету, который рассказывает чужую историю жизни.Автобиография означает учетную запись, которая рассказывает историю вашей жизни.

авторизацияМожет быть написано, с или без разрешения субъекта.

Не требуется
Написано вТретье лицоПервое лицо
ЦельДовести до сведенияВыразить и сообщить
прогнозНа основании фактов, собранных автором.Полный эмоций и мыслей.

Определение биографии

Биография, также называемая «био», представляет собой подробный отчет о жизни человека, написанный или созданный другим человеком. Он дает подробную информацию о месте рождения, образовании, работе, отношениях и смерти соответствующего лица. В нем представлены интимные подробности субъекта о жизни, с акцентом на взлеты и падения и анализ всей его личности.

Биография обычно находится в письменной форме, но также может быть сделана в других формах музыкальной композиции или литературы для интерпретации фильма.

Это воссоздание жизни человека, состоящего из слов другого человека. Автор собирает каждую деталь о предмете и представляет в биографии те факты, которые актуальны и интересны, чтобы привлечь внимание читателей к рассказу.

Определение автобиографии

Автобиография – это жизненный очерк человека, написанный самим этим человеком. Слово auto означает «я». Следовательно, автобиография содержит все элементы биографии, но составлена ​​или рассказана самим автором. Он / она может писать самостоятельно или нанимать писателей-призраков, чтобы они писали для них.

В автобиографии представлен эскиз персонажа рассказчика, место, где он родился и вырос, его образование, работа, жизненный опыт, проблемы и достижения. Это может включать в себя события и истории его детства, подросткового возраста и взрослой жизни.

Ключевые различия между биографией и автобиографией

Разница между биографией и автобиографией подробно обсуждается в следующих пунктах:

  1. Биография – это подробное описание жизни человека, написанное кем-то другим, в то время как автобиография написана самим субъектом.
  2. Биография может быть написана с (авторизованным) или без разрешения (несанкционированного) от заинтересованного лица / наследника. Следовательно, есть вероятность фактических ошибок в информации. С другой стороны, автобиографии пишутся самостоятельно и поэтому не требуют никакого разрешения.
  3. Биографии содержат информацию, которая в течение определенного периода времени собирается из разных источников, и, таким образом, она проецирует различные взгляды на читателей. С другой стороны, автобиографии пишутся самим субъектом, поэтому автор представляет факты и свое мышление по-своему, обеспечивая тем самым общую узкую и предвзятую перспективу для читателей.
  4. В автобиографии автор использует первый рассказ, как я, я, мы, он, она и т. Д. Это, в свою очередь, создает тесную связь между автором и читателем, поскольку читатель испытывает различные аспекты, как будто он / она в этот период времени. В отличие от биографии от третьего лица и гораздо менее интимным.
  5. Цель написания биографии – представить и проинформировать читателей о человеке и его жизни, тогда как автобиография написана для того, чтобы выразить, жизненный опыт и достижения рассказчика.

Заключение

Есть несколько автобиографий, которые стоит упомянуть, как «История моей жизни» Хелен Келлер, «Автобиография» Джавахарлала Неру, «Дневник молодой девушки» Анны Франк, «Мемуары Второй мировой войны» Уинстона Черчилль, «Крылья огня» APJ Абдул Калам и многое другое.

Примеры некоторых известных биографий: Толстой: Русская жизнь Розамунды Бартлетт, Его Превосходительство: Джордж Вашингтон от Джозефа Дж. Эллиса, Эйнштейн: Жизнь и времена Рональда Уильяма Кларка, Биография Уолта Диснея: Вдохновенная история жизни Уолта Диснея – Человек позади «Диснейленда» Стив Уолтерс, принцесса Диана. Биография принцессы Уэльской Дрю Л. Крайтона.

Источник: https://ru.gadget-info.com/difference-between-biography

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.