Автобиография что это

Автобиография — Словарь литературных терминов

Автобиография что это

АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь, и А. художественную, где под видом описания жизни какого-нибудь героя выводятся жизнь самого писателя. Примером А. первого рода могут служить «Воспоминания детства» Л. Н. Толстого, «Исповедь» Ж. Ж.

Руссо, „Warheit und Dichtung“ Гете. Нужно оговориться, что перечисленные автобиографии, написанные великими мастерами слова, часто переходят за черту обычного жизнеописания. Люди, с которыми они вместе совершали свой жизненный путь, окружающая их обстановка с необычайной рельефностью выступают здесь перед читателем, как в художественном произведении.

Однако, поскольку эти автобиографии представляют собой описание собственной жизни их автора, они не могут быть отнесены к автобиографиям второго рода, к художественным. Как на пример последних принято указывать на такие произведения, где их автобиографичность слишком очевидна, — на «Детство, отрочество и юность» Л. Н. Толстого, «Утро помещика» — его же, на «Детство» и «В людях» М.

Горького, на «Историю моего современника» В. Короленко. Нужно указать, что осколки А. любого писателя разбросаны повсюду во всех его творениях. Их собрать — значит получить яркое представление о жизни и личности писателя. По установившемуся традиционному делению писателей на субъективистов и объективистов материалом для автобиографии принято считать произведения только первых.

Объясняется это только тем, что в произведениях субъективных писателей, какими больше являются лирики, всего очевидней автобиографичность. Она во всех их лирирических излияниях, где сквозь поэтические образы просвечивается их мироощущение и миропонимание, следовательно, они сами.

Но так принято думать о субъективных писателях, между тем, если присмотреться внимательнее к произведениям объективных писателей, то и здесь автор предстанет пред нами со всеми качествами его души, со всем его жизненным багажом, опытом и наблюдениями. Ибо надо помнить что всякий писатель, прежде всего, пишет о том, что больше ему знакомо, что ближе его душе.

Мир образов, которые рисуются нам в любом художественном произведении, — это не что другое, как окружающий художника мир, преломленный в его душе. Это люди, природа, пропущенные через горнило переживаний и настроений писателя. На них всех лежит печать облика их творца. Недаром же принято различать произведения, одного автора от художественных произведений другого.

А то, что на произведениях всегда следы эпохи, убеждает нас также в том, что художественные произведения — автобиографические данный писателя. По «Мертвым душам» Гоголя мы, правда, можем судить о нравах и обычаях крепостной России, об отдельных ее сословиях, но, прежде всего, мы судим об авторе, по своему преломившем эпоху.

И даже, когда писатель избирает сюжетом для своей темы исторические события, как это, примерно, часто наблюдается у Шекспира, — и тогда в римских одеяниях мы узнаем современников гениального английского драматурга, стало быть, его эпоху, его самого, сына этой эпохи. «Илиаду» и «Одиссею» не случайно связывают с именем Гомера.

Один был у них автор, пусть анонимный кто-то, но этот кто-то чувствуется во всех строках бессмертных творений, он присутствует везде, куда ни ступят его герои. Он весь тут, со всеми своими привычками и желаниями, со всей своей мудростью и предрассудками. Как мы указали в статье «Писатель» (см.

), писатель именно тем и отличается от простого смертного, что он в жизни как бы не участвует, а только созерцает, но в это свое созерцание он вкладывает всего себя и сквозь призму своих мыслей и чувств воспринимает мир. И точно так же, как он косвенно только участвует в жизни, он косвенно и выявляет себя в произведениях своих. Не участвуя в жизни, а созерцая ее, он, как бы, не участвует и в перипетиях жизни своих героев, но он всегда с героем, он весь — они, и они — все он, только как бы разорванный на части.

— Все мои произведения, только отрывки одной большой исповеди, — сказал Гете.

Это могли бы о себе сказать все писатели. Правда, не с первых дней творческой жизни писателя начинается его исповедь.

Раньше, когда он только начинает ощущать свое призвание, он бежит от себя и действительности в мир грез и фантазий. Эта пора, как ее называют, романтическая у всех поэтов.

Но проходит она — и писатель начинает писать только окружающую его обстановку, и на фоне ее — себя, свою, стало быть, А.

Перевоплощение художественное — это вживание художника в чужое горе или чужую радость, — не скрывает ли оно всегда намека на собственное переживание художника? В этом легко убедиться тогда, когда писатель сам нам помогает своими признаниями, как это было, напр., с Л. Н.

Толстым, который, избрав однажды «героем» своих произведений «правду» и полюбив этого «героя» всеми силами души, никогда не разлучался с ним (под конец своей жизни, в августе 1910 года, Л. Н. Толстой признался Б. П. Бирюкову в том, что в основу его рассказа «Дьявол» и романа «Воскресение» легли случаи из собственной жизни).

Когда же писатель не пускает нас в свою творческую лабораторию или не помнит, когда и как его «осенил рассказ или роман», — тогда по тому, как движутся и живут у него герои, во что верят, что любят и ненавидят, мы можем догадываться об его собственном духовном облике.

Здесь, разумеется, труднее уловить автобиографичность, надо самому быть художником, чтобы ее прощупать между строк и поэтических приемов, но она несомненно присутствует в каждом произведении писателя.

Больше того, автобиографию художника, может быть, только и нужно искать в его творениях, ибо — где еще полнее проявляет он себя, где чаще высказывает свои сокровенные мысли и чувства вслух, где еще больше непосредственней он и искренней, где, наконец, еще так ярко выступает та часть души, которую «несовсем» удобно показывать, как об этом пишет в одном письме Тургенев Л. Толстому (1-е собр. писем Тургенева, 338—9)? И если при изучении жизни и личности писателя принято с особым усердием подбирать все биографические данные, вплоть до мелочей, то с еще большим усердием надо вчитываться в произведения его, где всего ярче описывает он бессознательно свою собственную жизнь. Поэтому автобиографией художника мы и назовем его художественные произведения.

Э. Лунин.

Источник: Словарь литературных терминов на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/literary_terms/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Автобиография

Автобиография что это
Автобиография

Автобиография это описание своей жизни, собственная биография — жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. Слово автобиография произошло от греческих autos — сам, bios — жизнь и grapho, что в переводе означает — пишу. Впервые термин  автобиография употребил английский поэт-романист Роберт Саути в 1809 году.

Автобиография может быть написана в виде:

  • диалогов между людьми;
  • анекдотов;
  • мемуаров;
  • записок, воспоминаний, покаяний.

Для произведения в автобиографическом стиле, характерно описание специфического человеческого образа и времени действия повествования.  Тексты автобиографии рассказывают о жизненном пути автора, с видом «от первого лица».

Формально автобиография, это структурированный набор данных о человеке и его жизни. Историческую ценность автобиографического произведения можно оценить лишь по истечению определенного промежутка времени. С годами, художественная часть повествования может затмить собой документальную и наоборот.

По большей части произведения данного типа состоят из документальных свидетельств и описаний. Факты главенствуют над художественной составляющей текста. Все события описываются с точными датами, метами и действующими лицами. Участники повествования реальные люди, никакого вымысла.

Автобиографическое произведение ограниченно временными рамками. Ведь его, в отличие от биографии, автор пишет сам про себя. Действие всегда обрывается на моменте написания.

Многие писатели имеют в своей копилке несколько вариантов автобиографий. Яркими примерами могут послужить такие мастаки русской литературы, как С.А.Есенин, М.Ю.Горький, М.А.Булгаков и другие авторы.

Один и тот же автор может написать автобиографию по разным поводам, использую различные стилистические и лингвистические приёмы. Со временем автор может поменять свои убеждения и ценности.

Всё это отражается на содержании автобиографических произведений.

Ярким примером изменчивости в повествование является русский писатель М.М.Зощенко. В 1928 году он написал «Автобиографию» для журнала «Бегемотик». Она получилась весёлая и ироничная. Текст «Автобиографии» от 1953 года написан, в сухом и строгом деловом стиле.Это будет вам интересно:  Психологическая школа

Из автобиографических источников можно получить исчерпывающую информацию не только об этапах жизни писателя, но и о творческих начинаниях и успехах.

Автор не просто пишет про свою жизнь. В автобиографических произведениях можно увидеть самоанализ трудов писателя.  Он как бы приоткрывает завесу тайны, рассказывая о событиях, предшествующих написанию текста. Автор даёт читателю собственную точку зрения на свои произведения.

Он может выступить в роли стороннего критика собственного творчества. Историческая ценность автобиографических работ зависит от точности изложенных автором фактов. Часто писатели предают события и даты с точность аптекарских весов.

Они как бы раскрывают через точное описание дух и веяние своего времени.

Но документальность не всегда сопутствует процессу написания автобиографий. Нередко авторы предпочитают приукрасить или не рассказывать о некоторых событиях в своей жизни.

В художественной литературе распространен жанр автобиографизм. Автор бёрет реальные события из своей жизни и переносит их на бумагу, в виде сюжетной линии.

По аналогии писатель берёт за основу свою личность и характер, создавая выдуманного главного героя. Художественные автобиографические произведения различны по жанру написания. Это может быть роман – «Другие берега» Владимира Набокова (1954 г.

), трилогия – «Детство» (1913 г.), «В людях (1916 г.)» Максима Горького или повесть.

В эпоху Возрождения в автобиографических романах становиться популярна и распространена рефлексия личности. Более ранние произведения – «К самому себе» (2 век) Марка Аврелия и «Исповедь» (примерно 400 год н.э.

) Августина Блаженного представлены рассуждениями и философскими выкладками автора на религиозные темы.

Европейская автобиографическая литература 17 века наполнена известными политическими и важными в управление государством фигурами: особами королевских фамилий (Маргарита Валуа, Генриетта Английская); кардиналами (Режилье, Мазарини, Рец); писателями (Ф.де Ларошфуко).

Сюжеты пестрят политической деятельностью и военными действиями. Как правило, автор таких произведений выступает в роли исторического арбитра. Тональность повествования полностью зависит от политических воззрений самого писателя.«Исповедь» (1792-1789 гг.), автором которой стал Ж.Ж.

Руссо, явилась предвестником нового этапа в развитие автобиографического жанра в литературе.  А.Вольтер и П.О.Бормаше тоже дали весомый толчок в развитие жанра.
Автобиографии знаменитых А.Калиостро и Дж. Казановы, по сути своей плутовские авантюрные романы, внесли значительный вклад в развитие жанра.

Такие произведения уже не стоит рассматривать, как чисто документальные или исторические. В них превалирует вымысел и фантазия автора.

Это будет вам интересно:  Лирическая проза

Первым автобиографическим произведение в русской литературе принято считать «Житие» (около 1673 г.), написанное старцем Аввакумом.

В начале 18 века русские мыслители стали чаще задумываться о роли человека в истории мира, о сознании и психологии бытия. Эта тенденция приводит к развитию жанра автобиографии.

https://www.youtube.com/watch?v=BTc8osrMqEs

Популярность получает жанр автобиографических записок: «Записки императрицы Екатерины 2» (оригинал на французском языке, переведен на русский в 1907 г.), «Записки» Е.Р.Дашковой (оригинал на французском языке 1804-1806 гг.; переведен на русский в 1859 г.

), «Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себя жизнь Г.Р.Державина» (1812-1813 гг.), «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д.И.Фонвизина (1789 г.).

Сохранились записи автобиографического характера в личных тетрадях Михаила Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь пишет «Авторские исповеди» (1847 г.).  Там он декларирует свои жизненные принципы.

Важнейшими качествами он считает честность и непредвзятость суждений, которые читатель может увидеть в последней книге Лермонтова «Выбранные места из переписки с друзьями».

Лев Николаевич Толстой рассуждает о смысле существования «образованных» людей в автобиографическом произведение «Исповедь» (1884 г.).

В 20 веке русская автобиографическая исповедь не утратила своей актуальности и популярности. Достойными продолжением трудов великих «отцов» русской автобиографии можно считать: «Перед восходом солнца» (1943 г.) М.М.Зощенко, «охранная грамота» (1931 г.) Б.Л.Пастернака, «Бодается телёнок с дубком» (1990) А.И.Солженицина, «Весёлый солдат» (1998 г.) В.П.Астафьева.

Источник: https://www.litdic.ru/avtobiografiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.