Акт об отобрании ребенка у родителей

№986679-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности

Акт об отобрании ребенка у родителей

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. описание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
  • стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
  • хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
  • отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
  • поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
  • видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку ” все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.

Нажать кнопку “”

Открывается форма ” на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.

Открывается форма “Заметки пользователей”.

Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.

Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Подборки ОЗ”.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.

Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.

Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.

Откроется форма “Печать”.

После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

описание функционала страницы

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/986679-7

Отобрание ребенка: что это такое, причины, последствия

Акт об отобрании ребенка у родителей

Законодательство России строго блюдет соблюдение прав и обязанностей ее граждан, в частности семейные правоотношения.

Случается, что в семье происходят конфликты и права ребятишек, рожденных в этом союзе нарушаются.

Существуют различные наказания для родителей за подобные провинности.

Самые строгие наказания – лишение родительских прав и возможности участия в родительских правоотношениях, а также тюремное заключение за самые грубые нарушения закона.

Но, не все деяния могут быть подвержены столь строгой ответственности. Поэтому, семейный кодекс РФ предусматривает менее грозные наказания для нерадивых родителей. Например, ограничение прав или отобрание ребенка без лишения прав.

Что такое отобрание ребенка и для чего нужно

Сама по себе формулировка данной меры ответственности перед детьми звучит устрашающе, и многих родителей, не обремененных знанием законов, ввергает в шок и заставляет бояться применения ее по отношению к своим ребятишкам.

Для чего применяется эта формулировка и что она означает? 

Важно понимать, что при осуществлении своих прав и обязанностей, не позволительно применять насилие и жестокость в отношении отпрысков, причинять вред физическому, психоэмоциональному, нравственному здоровью. 

Не разрешается также применять в воспитании меры устрашения, угроз, запугивания, экономического насилия, строгих наказаний, способных повлиять на развитие ребенка и социализацию в гражданско-правовом обществе.

В случае уничижения достоинства ребенка, оскорбление его чести, жестокого отношения в процессе воспитания, эксплуатации и насилия применяются меры наказания.

Такие ситуации требуют немедленной реакции правоохранительных органов и органов опеки по изоляции обидчиков от несовершеннолетнего гражданина. Для этого применяется первичная мера наказания – отобрание отпрыска от своих биологических провинившихся родственников.

Основания

Просто так, безосновательно или по собственному желанию никто не вправе отобрать малыша у его законных представитель. Для осуществления процедуры потребуется предоставить органам опеки весомые причины и доказательства правомерности требований по изъятию малыша.

Семейным кодексом РФ строго регламентированы ситуации, в которых допустимо отобрание ребенка у законных представителей:

  • согласно пункту 5 статьи 71 ск рф, процедура проводится при лишении обоих родителей прав на воспитание детей;
  • согласно пункту 4 статьи 74 ск рф, данная мера допустима при ограничении биологических представителей в их правах по отношению к ребенку;
  • п.2 ст 64 ск рф разрешает к проведению отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав, если ни один из них не в состоянии обеспечить материальное существование своего отпрыска (на основании справок о доходах и состояния жилищных условий);
  • статья 77 ск рф разрешает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Порядок изъятия отпрысков у родителей регулируется органами опеки.

Стоит отметить, что данная мера направлена именно в отношении нерадивых биологических пап и мам, отобрать ребятишек у других законных представителей или опекунов, которыми являются детские учреждения и родственники, не представляется возможным на основании вышеперечисленных статьей семейного кодекса РФ.

Процедура

Помимо причин безотлагательного изъятия несовершеннолетнего гражданина из биологической семьи, стоит рассмотреть подробно саму процедуру этого процесса.

Кратко процедура отобрания ребенка выглядит следующим образом:

  1. Выявляется наличие оснований для предъявления жалобы вторым родителем или другим членом семьи (это могут быть угрозы жизнью и здоровью, применение насилия в семье, нищенское существование и бродяжничество).
  2. Предъявления жалобы или заявления родственниками на основании выявленных нарушений в семье, где проживает несовершеннолетний.
  3. Незамедлительная реакция органов опеки и правоохранительных организаций по устранению нежелательного влияния на несовершеннолетнего.
  4. Вынесение органами исполнительной власти субъекта федерации постановления о незамедлительном отобрании ребенка при угрозе жизни и здоровья.
  5. Представителями органов попечительства над детьми осуществляется изъятие ребятишек от безответственных опекунов на законных основаниях.
  6. Проведение расследования в отношении совершенных деяний родственниками несовершеннолетнего и установление необходимых мер ответственности.
  7. Применение необходимых мер ответственности по отношению к биологическим попечителям изъятых детей (это может быть ограничение и лишение их прав, в зависимости от степени нарушения закона).

Для возбуждения уголовного дела в отношении грубых нарушителей семейного кодекса рф, органы опеки сообщают прокурору о проведенной ими процедуре отобрания и о факте содержания ребенка в ненадлежащих условиях, угрожающих жизни и здоровью, а также о применении насилия по отношению к несовершеннолетнему.

Факт актуальных условий содержания детей в семье должен быть подтвержден актом, закрепляющим проведение исследования этих условия и основания расследования.

При отобрании ребятишек, органы опеки обязаны обеспечить устройство детей, оставшихся без попечения родителей в детские социальные организации временного пребывания, осуществляющие реабилитационные работы с несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей.

В течение одной рабочей недели после отобрания ребятишек от семьи, представители органов опеки предоставляют исковое заявление в судебную инстанцию на рассмотрение вопроса об ограничении или лишении прав биологических родителей с целью обезопасить несовершеннолетних от пагубного влияния родителей.

Последствия

Последствия данной меры зависят от того, какие предпримет действия судебная инстанция в отношении безответственных попечителей.

Это может быть полное или частичное лишение прав с утратой возможности контакта с отпрысками в установленном порядке или без утраты этого права.

Также, при тяжком причинении вреда физическому или психоэмоциональному состоянию ребенка, нерадивых родителей судья приговори к тюремному заключению.

Возможны менее строгие наказания, которые повлекут за собой частичную утрату возможности самостоятельного воспитания отпрысков и влиянию на них родителей.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-roditelej/otobranie-rebenka.html

Администрация Починковского района – Прокуратура разъясняет! Основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Акт об отобрании ребенка у родителей

В соответствии со ст. 77 СК РФ  при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Основаниями, по которым можно изъять ребёнка из семьи, являются:

  • Алкогольная, наркотическая или токсическая зависимость родителей или опекунов;
  • Повторяющиеся эпизоды семейного насилия;
  • Несоблюдение родителями мер предосторожности при привлечении ребёнка к бытовому труду;
  • Неправомерная эксплуатация детского труда;
  • Неспособность организовать необходимый для гармоничного развития отпрыска воспитательный процесс;
  • В случаях, если мать и отец уже лишены родительских прав (пункт 5 статьи 71 СК РФ) или их права на ребёнка ограниченны (пункт 4 статьи 74 СК РФ);
  • Сексуальные домогательства по отношению несовершеннолетних со стороны родственников или лиц, на попечении которых дети находятся.

Органы опеки вправе забрать ребенка из семьи без предупреждения и незамедлительно. Пунктом 1 статьи 77 Семейного кодекса предусматривается, что незамедлительное изъятие является прерогативой уполномоченной организации. Родители или опекуны не имеют юридического права препятствовать рассматриваемой процедуре.

По факту, процедура изъятия ребёнка из семьи имеет следующую структуру:

  • Поступление жалоб на семью или самостоятельное привлечение интереса органов опеки и попечительства к конкретным гражданам;
  • Изучение имеющейся информации;
  • Явка инспектора по месту изъятия несовершеннолетнего с целью проверки жилищных условий ребёнка;
  • Далее выносится предупреждение или непосредственное изъятие ребенка;
  • В случае последнего — зачитывание родителям или опекунам оповещения об изъятии ребёнка из семьи;
  • До выяснения обстоятельств несовершеннолетний остаётся под попечительством органов опеки;
  • Дальнейшие разбирательства происходят в судебном порядке (на основании искового заявления о лишении родительских прав, направленного органами опеки), где интересы малолетнего гражданина представляет попечительская организация.

Попечительские функции может на себя взять орган местного управления, если это разрешено законодательством того субъекта Российской Федерации, на территории которого выдвигается подобное ходатайство.

https://www.youtube.com/watch?v=qve5DJlymSs

Передача детей при изъятии из семей в уполномоченные попечительские организации может быть произведена:

  • На добровольной основе — если родители отказываются от родительских прав;
  • В принудительном порядке.

Если несовершеннолетнего забрали из семьи принудительно, эта мера может носить временный характер.

До выяснения обстоятельств в судебном порядке, ребёнок временно размещается в одном из бюджетных учреждений типа «Дома Малютки» или Детского дома, или временно передаётся на содержание другой семьи.

В соответствии с законодательством, ребёнок не может быть усыновлён другой семьёй без разрешения родителей или опекунов до тех пор, пока эти граждане не лишатся родительских прав. Также согласия родителей не требуется, если они:

  • Пропали без вести;
  • Официально (в судебном порядке) признаны недееспособными;
  • По неуважительным причинам не проживали с ребёнком в течение длительного временного периода (больше 6 месяцев).

В течение всего времени, пока идёт судебное разбирательство, инспектор-попечитель не вправе препятствовать общению семьи с ребёнком, которого из неё изъяли.

Исключение составляют лишь те случаи, когда родители или опекуны намеренно вредят несовершеннолетнему, нанося ему телесные или психологические травмы.

Непосредственно после процедуры изъятия несовершеннолетнего попечительская организация обязана уведомить прокурора.

После изъятия ребенка из семьи органами опеки и попечительства в течение7 рабочих дней направляется исковое заявление в суд с целью лишения родительских прав недобросовестных отца и мать. Если суд выносит решение в пользу ответчика, отпрыск возвращается к родным.

Если судопроизводство решило удовлетворить ходатайство истца, родители лишаются прав на ребёнка. Однако отпрысков, признанных социальными сиротами, могут взять под опеку другие родственники. К тому же, со временем родители смогут восстановить родительские права, если их случай не был вопиющим, и они смогут доказать, что исправились и готовы обеспечить отпрыска всем необходимым.

Важно помнить, что лишение родительских прав не освобождает родителей от алиментных выплат, а вот заставить брошенного в юном возрасте отпрыска ухаживать за престарелыми родственниками в будущем не сможет ни один суд.

Ситуация осложняется, если к тому времени, когда родные захотят вернуть несовершеннолетнего в семью, он уже будет усыновлён. В таком случае дополнительных судебных разбирательств избежать не удастся. Если отпрыску к тому времени исполнится 14 лет, судья, при вынесении вердикта, будет опираться на его мнение по поводу того, в какой семье ему дальше жить.

Подготовил помощник прокурора Починковского района В. Беляков

Источник: https://pochinki.org/index.php/organiz/prokuratura/742-prokuratura-raz-yasnyaet-osnovaniya-i-poryadok-otobraniya-rebenka-pri-neposredstvennoj-ugroze-zhizni-rebenka-ili-ego-zdorovyu

Законопроект об отобрании детей: как на самом деле?

Акт об отобрании ребенка у родителей

В Госдуме находится законопроект об изменении порядка изъятия детей из семей, а именно законодатели хотят ограничить внесудебный порядок такого изъятия. Этот проект обсуждался практически всеми СМИ страны. Мы решили проанализировать его с формальной юридической стороны. 

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

Фото из открытых источников (https://www.unsplash.com)

Суть законопроекта

#новый законопроект предусматривает внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), в #семейный кодекс РФ (СК РФ) и в Закон «О полиции». 

Изменения в ГПК РФ

В ГПК РФ предлагается дополнить положение о том, что в порядке особого производства судом рассматриваются дела об отобрании ребенка принепосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (пункт 12, часть 1, статьи 262 ГПК РФ).

Основным смыслом особого производства является отсутствие спора о праве.

В особом порядке происходит установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан, а в некоторых случаях – и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов (например, признание недвижимой вещи бесхозяйной и права собственности на нее). По общему правилу, при установлении наличия спора о праве суд выносит определение об оставлении первоначального заявления без рассмотрения. Следовательно, законодателями, с нашей точки зрения не до конца проработан вопрос о том, что будет, если кто-либо из участников (например родители) будут оспаривать необходимость отобрания ребёнка. Будет ли это означать, что тяжба перетечёт в затяжное исковое разбирательство? Насколько это будет отвечать прежде всего интересам ребёнка?

Справедливости ради отметим, что рассмотрение дел в особом порядке происходит по времени быстрее, чем в обычном (исковом) порядке. Кроме того, законодатель предусмотрел и то, что заявление о изъятии детей из семьи подлежит рассмотрению судом в ускоренном режиме – в течение 24 часов с момента поступления.

Законодатели предлагают также внести в ГПК РФ новую главу 38.1 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Согласно предлагаемым положениям, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, которые получили информацию о такой угрозе подают заявление об отобрании ребенка из семьи в районный суд по месту фактического пребывания ребенка.

В заявлении помимо данных о ребёнке и лицах, на попечении которых он находится в настоящий момент, указываются основания, свидетельствующие о необходимости отобрания ребенка в связи с непосредственной угрозой его жизни или здоровью.

#судебный процесс по этому вопросу проходит в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, а в необходимых случаях также других заинтересованных лиц и самого ребенка, об отобрании которого подано заявление, если участие этого ребенка в судебном заседании возможно.

По итогу рассмотрения, суд выносит решение, которым удовлетворяет заявление или отказывает в его удовлетворении. 

Решение суда об отобрании ребенка является основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых  находится ребенок, судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в СК РФ

Законодатели предлагают изменить статью 77 СК РФ «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» и прописать следующие положения.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью лицо, которому об этом стало известно, должно обратиться в орган опеки и попечительства или в ОВД по месту нахождения ребенка. 

Эти органы при получении указанных сведений обязаны незамедлительно проверить такую информацию и при установлении реальной угрозы обратиться в суд по месту нахождения ребенка с заявлением об отобрании ребенка.

Отобрание ребенка производится судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, ОВД и прокурора на основании решения суда.

В исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и ОВД может произвести отобрание ребенка, составив акт об отобрании ребенка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребенка

В случае несогласия с такими действиями, они могут быть оспорены. 

После отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обеспечить временное устройство ребенка, а также в течение семи дней с момента отобрания ребенка обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав или о лишении родителей родительских прав либо с иском об отмене усыновления. 

Кроме этого, авторами проекта предлагается абзац первый пункта 2 статьи 79 СК РФ дополнить положением о том, что исполнение решения суда об отобрании ребенка производится также с обязательным участием органа внутренних дел и прокурора.

Изменения в Закон «О полиции»

По проекту законотворцев Закон «О полиции» дополняется новым пунктом 46 в часть 1 статьи 12 «Обязанности полиции»:

«На полицию возлагаются следующие обязанности:

46)принимать и регистрировать сообщения о непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка, прибывать по месту нахождения такого ребенка, выявлять обстоятельства, в которых находится ребенок, обращаться в суд при наличии оснований, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, с заявлением об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также оказывать содействие сотрудникам органов опеки и попечительства в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства, при осуществлении отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью».

Обоснование законопроекта

Как указали авторы закона, он разработан в целях закрепления в отраслевом законодательстве конституционного принципа приоритета интересов ребенка. В силу пункта 4 статьи 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Реализация указанных конституционных положений, по мнению законодателей, требует проработки максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье, насколько это возможно.

Преследуя указанную цель, законопроект совершенствует нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей в случаях, когда возникает угроза жизни или здоровью ребенка по вине родителей или заменяющих их лиц либо вне зависимости от их вины.

Действующая редакция статьи 77 СК РФ закрепляет административный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству. 

Отмечается, что многолетняя практика применения статьи 77 СК РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители.

В соответствии с действующим регулированием административный акт стал не только способом защиты прав несовершеннолетнего, но и основанием для поражения в правах его родителей или иных законных представителей, для их отстранения от личного общения с ребенком и от решения вопросов, относящихся к его судьбе. 

При этом требуемый уровень правовой защиты  интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма защиты. Следует учесть, что в соответствии со статьями 70 и 73 СК РФ временное или окончательное прекращение родительских прав (ограничение или лишение) допускается на основании судебного решения. 

Сложно не согласиться с тем, что действующий закон, допуская отобрание детей без судебного решения, создает риск серьезного нарушения прав и интересов как родителей, так и самих детей, допуская их разлучение и невосполнимую утрату их личного общения.

У нас не вызывает сомнения, что закон будет принят и уже с осени начнет действовать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/zakonoproekt-ob-otobranii-detei-kak-na-samom-dele-5f18abb16f0f33101086d6e4

Ст. 77 СК РФ: отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Акт об отобрании ребенка у родителей

Российское законодательство предусматривает случаи, когда уполномоченные органы могут временно забрать несовершеннолетнего из семьи при наличии особых обстоятельств. Как это происходит, кто этим занимается, какие последствия влечет данная процедура и что делать родителям – все это мы рассмотрим далее.

Отобрание ребенка

Само словосочетание «отобрание ребенка» звучит для многих непонятно и пугающе, но на самом деле это вынужденная мера, которая применяется крайне редко. Отобрание ребенка без лишения родительских прав происходит при непосредственной угрозе его жизни или здоровью со стороны родителей или опекунов/попечителя.

Основания и порядок отобрания по закону

По статье 77 СК РФ, немедленное отобрание ребенка происходит при наличии специального документа (тут два варианта: либо акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акт главы муниципального образования). Забирает несовершеннолетнего орган опеки и попечительства, который сразу же информирует об этом прокурора и обеспечивает его местом для временного проживания.

Данная мера применяется редко и в особых случаях, когда нахождение детей вместе с их родителями или опекунами/попечителем реально опасно. Например, младенца не кормят, не дают ему воды, не моют – в таком случае органы опеки и попечительства могут его забрать. Или же непослушного подростка запирают дома, избивают, издеваются – в этом случае тоже несовершеннолетнего забирают.

Чаще всего детей забирают из семей алкоголиков или наркоманов, которые проживают в грязных помещениях, почти непригодных для нормальной жизни.

Проще говоря, из таких семей, которые нельзя назвать семьями в принципе. Отобрание несовершеннолетнего прежде всего направлено на защиту его жизни и здоровья, как физического, так и психического.

Часто после отобрания несовершеннолетним требуется медицинская и психологическая помощь, поэтому орган опеки и попечительства первоначально может направить их в медицинское учреждение.

Далее при возможности и с учетом мнения специалистов детей могут направить к близким родственникам.

Незаконное отобрание

Может быть и такое, что детей отбирают незаконно.

Например, случай из реальной судебной практики − воспитательница в саду увидела пару синяков у маленькой воспитанницы и пошла жаловаться в органы, потому что она предположила, что ее бьют.

Такая бдительность воспитателя повлекла за собой отобрание девочки, а после — суды и разбирательства (к счастью, все обошлось, и малышку вернули в семью).

По сути, синяк – это не основание для того, чтоб незамедлительно забрать несовершеннолетнего из семьи. Но проблема в том, что почти невозможно признать отобрание незаконным, так как нет конкретного перечня случаев, когда нужно производить данную процедуру. Поэтому руки у органов в этом плане развязаны, и они поступают по своему усмотрению.

Важно! Немедленное отобрание ребенка производится на основании постановления об отобрании ребенка у родителей. Если такого акта нет, то можно считать это действие незаконным.

Однако по факту чаще всего несовершеннолетнего сначала отбирают, а потом составляют документ, потому что в большинстве случаев оставление детей с их родителями или законными представителями действительно опасно, и медлить нельзя.

Как защитить свои права

Как же защитить свои права, если незаконно отобрали ваше чадо? Если у вас все в семье в порядке – ваши сын или дочь сыты, одеты, ходят в садик или школу, их никто не бьет и не издевается над ними — то бояться нечего, детей вам вернут.

Конечно, ситуация ужасная, но все обстоятельства выясняются путем опроса соседей, близких родственников, работников школы или сада, куда ходит ваш ребенок. В любом случае, все выяснится, поэтому главная задача родителей – вести себя адекватно, дабы у органов опеки сложилось нормальное впечатление о вас, и они не потребовали лишить вас родительских прав.

Также, если вы родитель, обратите внимание, что в течение семи дней на вас должны подать в суд, а если у вас забрали чадо, да еще и в суд не подают – это повод судиться с ними.

Внимательно изучите закон, следите, чтобы ваши права не нарушали и при необходимости обратитесь за квалифицированной юридической помощью.

Полезно знать:

Права и обязанности детей в российском семейном законодательстве

Как реализуются и охраняются имущественные права ребенка

В каком случае совершеннолетние дети платят алименты на содержание родителей

Обязанности органа опеки

Если у вас отобрали ребенка, то орган опеки и попечительства в течении 7 дней должен подать иск в суд. Иногда отобрание ребенка происходит без лишения родительских прав – например, орган опеки может попросить суд лишь ограничить их.

Также выше мы перечислили другие обязанности органа − уведомление об отобрании и временное размещение несовершеннолетнего. задача органа опеки – защита детей, а не разрушение семей, поэтому все проводимые действия должны быть в интересах ребенка и для его блага.

Заключение

В статье мы рассмотрели, в каких случаях орган опеки и попечительства может немедленно изъять несовершеннолетнего из семьи и какие последствия для ребенка и родителей это повлечет. Главной проблемой такой процедуры является отсутствие конкретного списка обстоятельств, при которых несовершеннолетнего забирают из семьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Получается, органы опеки и попечительства действуют лишь по своему усмотрению, а это не всегда может быть справедливо и необходимо, и наоборот – беспечный сотрудник не обратит внимание на опасную ситуацию, а ребенок может пострадать или погибнуть. Будьте внимательны к своим и чужим детям, ведь они как никто другой нуждаются в нашей защите и помощи.

Источник: https://prava.expert/semejnoe/otobranie-rebenka-chto-delat-roditelyam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.