Акт границ

Содержание

Акт согласования местоположения границы земельного участка

Акт границ

Одним из важных этапов процедуры межевания земельного участка является согласование границ данного объекта недвижимости с собственниками соседних земельных наделов.

По результатам этого этапа кадастровый инженер оформляет специальный документ — акт согласования месторасположения границ земельного участка.

Более подробно о данном документе, его структуре и содержании, а также о правилах оформления — далее в статье.

Понятие и назначение документа

Акт согласования местоположения границ участка — это документ, в котором фиксируются результаты проведения переговоров с собственниками соседних наделов при осуществлении процедуры межевания.

Составление данного акта является обязательным требованием в следующих случаях:

  • для участков, которые занесены в государственный кадастр недвижимости;
  • для земель, в отношении которых осуществляются кадастровые работы (в частности, межевание);
  • для наделов, в отношении которых происходит уточнение границ смежных с ними участков.

В частности, при межевании акт согласования необходим практически всегда, кроме ситуаций, когда все собственники соседних наделов установили свои границы ранее. В этом случае границы считаются уточненными и установленными по умолчанию, если заказчик кадастровых работ согласен с ними.

Структура и содержание

Кадастровому инженеру необходимо только вписать результаты процедуры в соответствующие поля документа.

Информация, которая содержится в акте, включает в себя:

  1. Данные о земельном наделе, в отношении границ которого проводится согласование. В частности, должен быть указан его адрес или месторасположение, кадастровый номер и площадь.
  2. Фамилии и инициалы всех заинтересованных в согласовании лиц. Это касается как исполнителя работ, то есть кадастрового инженера, так и всех владельцев или арендаторов соседних участков, которые должны дать свое согласие на установление границ. Если личное присутствие данных лиц невозможно, они могут прислать вместо себя своего законного представителя (то есть доверенное лицо).
  3. Реквизиты документов, которые удостоверяют личности заинтересованных лиц. По общим правилам, в большинстве случаев качестве такого документа выступает паспорт, оригинал которого должны предоставить все участники для подтверждения своей личности. Если в процедуре принимает участие законный представитель, то, помимо паспорта, он предоставляет также оформленную и заверенную должным образом доверенность.
  4. Результат согласования местоположения границ. Результат может быть как положительным, когда все участники согласны с установленными границами, так и отрицательным, когда имеются какие-то возражения. В любом случае это все вносится в документ. Стоит учесть, что если кто-то из заинтересованных лиц на процедуру согласования не явился, но был о ней должным образом извещен, границы с его участком считаются согласованными по умолчанию.
  5. Схема границ территориальных зон с отмеченными на ней точками границ. Эта схема подготавливается кадастровым инженером заранее, по результатам проведение межевания, и является неотъемлемой частью акта согласования.
  6. Претензии и возражения участников. Данный раздел заполняется только при наличии каких-то претензий, причем в качестве их подтверждения к акту должно прилагаться письменное возражение такого субъекта.

Стоит учесть, что прямую ответственность за правильность составления документа и актуальность данных, которые в нем содержатся, несет кадастровый инженер.

В соответствии с требованиями законодательства, при совершении данным специалистом трех и более ошибок в своей работе (как при оформлении документов, так и на практике) он может потерять право на дальнейшее осуществление своей деятельности.

Правила составления

При подготовке и составлении акта обязательно должны соблюдаться законодательные требования. В частности, оформлению этого документа посвящены отдельные статьи 39 и 40 ФЗ «О кадастровой деятельности».

К основным правилам, которые должны соблюдаться при этом, можно отнести:

  1. Заниматься составлением акта имеет право только уполномоченный на это специалист — кадастровый инженер. Он должен иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его квалификацию и дающий ему разрешение на проведение кадастровых работ.
  2. Документ должен быть обязательно подписан исполнителем. Кроме личной подписи кадастрового инженера с указанием его фамилии и инициалов, в конце акта также должна стоять его печать. Этим удостоверяется факт правильности составления документа, а также устанавливается его ответственность за это.
  3. Документ оформляется в виде бланка установленного образца.

Дальнейшая информация может вноситься в него такими способами:

  • от руки — пастой или чернилами черного или синего цвета;
  • при помощи компьютера.

При необходимости внесения в акт поправок недостоверная информация зачеркивается одной прямой линией, после чего рядом пишутся правильные данные с указанием фамилии, инициалов и подписи составителя (то есть кадастрового инженера).

Акт подписывается всеми лицами, интересы которых могут быть затронуты в процессе межевания. К данным лицам относятся все собственники соседних наделов. Информацию о данных субъектах исполнитель может получить в кадастровой палате.

Стоит учесть, что всех соседей о проведении согласования границ необходимо оповещать заранее, минимум за один месяц до этой процедуры. В зависимости от места проживания и наличия связи с ними оповещение может происходит путем вручения извещения лично, по почте или при помощи публикации его в местной газете.

Дальнейшие действия

Составление акта согласования является одним из последних этапов проведения процедуры межевания участка. После этого кадастровый инженер готовит документы, завершающие эту процедуру (межевой и кадастровый план) и отдает их заказчику работ вместе с оформленным ранее актом.

Однако стоит учесть, что при наличии каких-то споров в отношении границ участка процедура межевания может быть приостановлена до того момента, пока имеющиеся разногласия не будут устранены.

Как выделить долю в частных случаях, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по ссылке.

Одной из наиболее распространенных проблем, которая может возникнуть при согласовании границ участка, является отказ одного или нескольких соседей подписывать соответствующий акт. Причиной этого может быть их несогласие с результатами межевания и с теми границами, которые установил кадастровый инженер.

В случае отказа от подписания акта собственник соседнего надела обязательно должен оформить свое возражение в письменном виде (документ обычно составляется в произвольной форме). В этом возражении ему необходимо указать, с чем именно он не согласен и какие у него есть основания считать, что его имущественные права были нарушены.

После этого данный документ обязательно прикладывается к акту согласования, в котором также делается соответствующая запись о наличии нерешенного спора. В дальнейшем у заказчика кадастровых работ и несогласного соседа есть два варианта действий:

Решить спор мирным путем

В этом случае кому-то из сторон придется немного поступиться своими интересами, чтобы достичь определенного согласия. Такой вариант является наиболее приемлемым для сторон, поскольку он позволяет сэкономить средства и силы на проведение судебных тяжб.

Также можно оставить ситуацию такой, какая она есть, то есть с несогласованными границами. Информация об этом будет занесена в кадастр при постановке участка на учет. В дальнейшем собственник сможет даже продать его, однако потенциальные покупатели будут уведомлены о наличии в отношении надела возможного спора.

Решать вопрос в судебном порядке

В ходе проведения судебного слушания будут изучены все документы, которые есть у ответчика и истца, а также проведена независимая экспертиза. В результате всего этого границы участков будут установлены в судебном порядке, поэтому их соблюдение на практике будет обязательным.

В заключение можно сказать, что акт согласования границ земельного участка является важным документом при проведении в отношении данного объекта недвижимости кадастровых работ. Необходимость его составления обусловлена защитой законных прав всех лиц, интересы которых могут быть затронуты в процессе установления границ.

Ответственность за правильность оформления данного документа полностью лежит на специалисте, который занимается проведением работ по межеванию, то есть на кадастровом инженере.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

0 0

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/akt-soglasovaniya-mestopolozheniya-granicy.html

Акт согласования границ земельного участка и его образец

Акт границ

Владельцы земельных участков достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда необходимо точно указать границы их наделов.

Границы землевладения должны быть подтверждены документально.

Это позволит предотвратить спорные и конфликтные ситуации с соседями и местными структурами власти.

Согласование границ угодий – это одна из операций, являющихся частью процедуры межевания.

Межевание по своей сути считается разновидностью кадастровых работ.

Участок, границы которого не зафиксированы, не может быть поставлен на кадастровый учет. Значит, его владелец в такой ситуации не будет считаться полноправным хозяином земли.

Узнать более подробную информацию о процедуре согласования можно в отдельной нашей статье.

Что такое акт согласования

Акт согласования границ земельного участка (далее – Акт) – это особый документ, в котором четко определено, где именно проходят границы землевладения.

По его содержанию можно однозначно установить, где заканчиваются владения хозяина участка и начинаются земли, принадлежащие соседям, организациям, поселениям или государству.

Без этого документа совершить сделку по отчуждению недвижимости невозможно.

Если нет Акта, участок нельзя продать или подарить. Таковы требования новой редакции закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Для чего нужен

Акт согласования границ земельного участка позволяет:

  • поставить участок на кадастровый учет;
  • оформить его в частную собственность в полном соответствии с российским законодательством (включая ситуации, когда владелец угодья становится его собственником по так называемой «дачной амнистии»);
  • пользоваться и распоряжаться землевладением любым не запрещенным законом способом, в том числе совершать сделки по его отчуждению;
  • упростить разрешение спорных ситуаций, возникающих с соседями из-за разногласий по границам угодий;
  • произвести корректный расчет суммы, взыскиваемой с владельца в качестве налога на землю.

В случае, если был сформирован новый земельный участок (например, в результате деления прежнего угодья на отдельные доли), для него также составляется акт согласования границ.

Это требуется в первую очередь для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Как видим, акт согласования границ является важным и нужным документом.

Процесс оформления

В Акте должна содержаться следующая информация:

  • наименование документа;
  • точное местоположение земельного участка (его фактический адрес);
  • площадь участка, расположение его границ и другие сведения, касающиеся результатов согласования;
  • кадастровый номер объекта;
  • кадастровые номера участков, имеющие с данным объектом общие границы;
  • Ф.И.О. владельца земельного угодья;
  • если от имени владельца участка действует его представитель, также указываются его Ф.И.О. и номер надлежащим образом заверенной доверенности;
  • если какая-либо из сторон с чем-то не согласна, имеются определенные замечания или возражения, запись о них также подлежит внесению в Акт;
  • может быть приведена информация о порядке согласования (индивидуально или на общем собрании);
  • подпись исполнителя работ (кадастрового инженера), заверенная печатью;
  • подписи лиц, заинтересованных в согласовании границ объекта недвижимости.

К Акту согласования границ прилагается схема участка, на которой должны быть нанесены его границы.

Как заполнять

Полномочиями на заполнение акта согласования границ земельного участка обладает только кадастровый инженер. Он должен иметь соответствующий сертификат.

Бланк документа допускается заполнять как на компьютере для последующей распечатки, так и от руки. В последнем случае делать это следует с помощью ручки с чернилами черного или синего цвета.

Заполняющий его инженер обязательно должен заверить документ своими подписью и печатью, а также убедиться, что правообладатели поставили в нем личные подписи. Без этих реквизитов Акт недействителен.

Как выглядит бланк и образец

Единой формы бланка этого документа, являющейся обязательной, на сегодняшний день пока не существует. Он может иметь любую форму при условии присутствия в нем корректного заполнения необходимых реквизитов (они перечислены выше).

Образец такого бланка можно скачать по ссылке.

Готовый акт согласования может выглядеть, например, так:

Требования

Чтобы документ считался действительным, он должен соответствовать ряду требований:

  1. Перед составлением Акта согласования всем заинтересованным в нем гражданам должен быть вручен план межевания, на котором отмечены границы, требующие проведения согласования;
  2. Подписи на документе должны быть сделаны собственноручно гражданами, заинтересованными в согласовании границ участка, либо их представителями (их полномочия должны иметь документальное подтверждение);
  3. Информация о характеристиках угодья и сведения о заинтересованных лицах, указанные в Акте, должны приводиться в корректной форме и быть действительными на момент его составления.

Акт распечатывается в количестве экземпляров, равном числу лиц, заинтересованных в согласовании границ надела. Каждому вручается по одному экземпляру этого документа.

Если заинтересованный в принятии акта гражданин (либо его представитель) был надлежащим способом извещен о процедуре согласования, но не поставил в Акте своей подписи или же не предъявил письменного обоснованного возражения, расположение границ земельного участка считается согласованным.

Возражения

На практике нередко возникают ситуации, когда владельцы соседних участков отказываются признавать приведенные в Акте согласования границы.

Например, сосед по даче может посчитать, что часть его земли была неправомерно захвачена или неправильно установлена.

По закону в таком случае они должны оформить свои возражения в письменном виде и привести подкрепляющие их доводы.

Если договориться с соседом так и не удалось, то в согласии с положениями земельного законодательства следует руководствоваться такими правилами:
  1. К оценке площади земель, используемых по факту, привлекается кадастровый инженер. Исходя из этих данных определяются границы надела.
  2. Границы землевладения устанавливаются в соответствии с положением красных линий, которые вычерчены на межевом плане. Кроме этого, может учитываться и фактически существующее разграничение землевладений.

Чаще всего подобные споры удается разрешить без судебных разбирательств. Если же нарушения в добровольном порядке устранены не были, то сторона, считающая себя пострадавшей, вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Готовый акт согласования границ земельного участка нужно сдавать в Кадастровую палату. Обязанность его передачи в данную структуру возлагается на кадастрового инженера.

Доступ посторонним лицам к месту хранения Акта согласования границ не предоставляется.

Особенности исправлений

В Акте не допускается наличие каких-либо исправлений или помарок. Если в ходе его составления была допущена ошибка или сделана опечатка, кадастровый инженер должен изготовить документ заново. Затем его нужно снова предоставить для ознакомления и подписи заинтересованным лицам.

Как оспорить

Уже готовый Акт можно оспорить в суде, если на то имеются юридически значимые основания (например, была установлена подделка подписи или обнаружено, что кадастровым инженером допущена ошибка при определении границ землевладения).

Для этого необходимо предъявить в суд исковое заявление, содержащее требование признать документ недействительным.

Основным доказательством по делу будет являться официально составленный и заверенный акт согласования границ земельного участка.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается, что такое акт согласования границ земельного участка и для чего он необходим.

Заключение

Итак, акт согласования границ земельного участка – это документ, в котором закреплено положение границ определенного земельного угодья. Полномочиями по его оформлению и заверению обладает кадастровый инженер.

Установление границ необходимо для постановки объекта недвижимости на учет в Росреестр. Владелец участка не сможет распоряжаться им в полной мере, пока не будет составлен данный документ.

Акт согласования нужно подписывать владельцу угодья и хозяевам соседних участков, имеющих с ним общие границы. Если кто-то из заинтересованных лиц не согласен с определением границ, он должен в письменном виде аргументированно изложить свои претензии.

Если обнаружились какие-либо несоответствия после подписания и принятия документа, его можно попытаться признать недействительным, обратившись в суд с соответствующим исковым требованием.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/akt-soglasovaniya

Акт согласования границ земельного участка: порядок оформления

Акт границ

Последние изменения: Январь 2020

Когда образуется новый участок, а также в случаях, требующих уточнения местоположения существующего объекта недвижимости, заинтересованные стороны составляют акт согласования границ земельного участка, определяя права собственников смежных площадей. Акт составляется по результатам проведенного согласования и подтверждает дальнейшие права распоряжения конкретными землями, определенными в пределах территории, указанной в документе.

Предназначение документа

Согласно законодательству земельный фонд, состоящий из множества участков, состоящих на кадастровом учете, предполагает точное фиксирование границ каждого надела. Данная мера позволяет контролирующим структурам и организациям вести строгий учет всего фонда, включающего самые разнообразные по предназначению, форме, типу объекты.

Наличие четких границ, зарегистрированных надзорными организациями, позволит установить законность или необоснованность имущественных притязаний сторон, собственников прилегающих земель, государственных ведомств.

Уточненные границы позволяют правильно определять суммы налоговых отчислений, ежегодно уплачиваемых собственниками недвижимого имущества в пользу регионального бюджета.

Документ представляет собой часть межевого плана и является обязательным для учета участка в Кадастре недвижимости (ГКН).

Согласно ст. 20 (п.1.2) ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимость», участок, определенный в границах, в обязательном порядке ставят на кадастровый учет и регистрируют за определенным владельцем. Наличие кадастрового учета не является гарантией того, что регистрация имущественного права пройдет без осложнений. Государственный орган вправе приостановить регистрацию, если в ГКН не окажется информации с точными координатами ЗУ, либо при наличии пересечений 1 из границ с другим ЗУ.

Документ, устанавливающий согласованные границы имущественного объекта, требуется в следующих ситуациях:

  1. При появлении нового надела с дальнейшей регистрацией собственности за конкретным лицом.
  2. В спорных ситуациях, когда в отношении определенной части ЗУ возникли претензии со стороны владельцев смежных территорий (межевые споры).
  3. При регистрации прав на землю, собственники которой ранее не проводили регистрацию в силу самых различных обстоятельств (сюда входят случаи, когда надел ставят на регистрационный учет согласно положениям закона о «дачной амнистии»).

Когда уточнение границ не требуется?

В отдельных ситуациях объект недвижимости регистрируют и без уточнения границ.

К таким случаям относят:

  • Когда право на рассматриваемый надел ранее регистрировалось в соответствии с законодательством.
  • Заявление подается при переходе, возникновении, прекращении права на землю.
  • Участок возник вследствие объединения и перераспределения личной собственности и части территорий, отнесенных к госфонду или муниципальной недвижимости.
  • Надел выделен для организации ЛПХ, дачи, огорода.
  • Вплоть до 2018 года уточнение не требовалось для земель под ИЖС или строительства гаража, а также при возникновении права в процессе переоформления земли бессрочного, постоянного пользования.

В отдельных случаях границы уточняют в индивидуальном порядке, по требованию заинтересованных лиц, участвующих в земельном споре. При наличии притязаний в отношении определенного надела, кадастровым инженером не устанавливаются границы, а фиксируются позиции сторон в отношении интересующей земли.

Если стороны пришли к соглашению, инженер обозначает их межевыми знаками и готовит бумаги с целью подготовки к подаче заявления на регистрацию изменений в интересующих точках надела.

Структура акта согласования границ земельного участка

Законодательство не устанавливает унифицированных бланков для согласования границ. При составлении акта придерживаются определенных требований к образцу и составу реквизитов и форме заполнения, но допускает написание в произвольной форме.

Последовательность составления документа соответствует общепринятым стандартам:

  1. В первой части акта отражают название и присвоенный номер документа.
  2. В основной части фиксируют информацию об интересующем наделе.
  3. В заключительном разделе вносят данные о принятом решении, наличии согласия сторон и подписей вовлеченных сторон.

Нет четкого требования способа написания документа — при отсутствии возможности компьютерного набора бланка, возможно рукописное составление на листе бумаги формата А4.

Оформление акта требует выдачи подлинного экземпляра представителю каждой из заинтересованных сторон. Акт составляют сразу в нескольких экземплярах.

Придерживаясь следующих рекомендаций, надлежащим образом составляют акт:

  • Посередине листа указывают название документа и присваивают индивидуальный номер.
  • По тексту документа указывают кадастровый номер, его размер, вносят данные о владельцах.
  • Результаты проведенного согласования вносят в виде таблицы, с определением знаков размежевания, вписыванием номеров смежных наделов, их собственников.
  • В случае, если при согласовании участвовал не сам собственник, а его представитель, в акте отражают данные об оформленной надлежаще доверенности.
  • Собственники смежных территорий ставят подписи, свидетельствуя о согласии сторон.

При необходимости, в табличную часть вносят дополнительные сведения, имеющие значение для сторон. (см. пример на фото ниже)

Обязательным условием станет фиксация положения, что разногласий между владельцами ЗУ и прилегающих наделов не имеется. Если стороны не достигли единого мнения в отношении точек прохождения границ, факт расхождений во мнениях фиксируется в акте для дальнейшего обращения в суд или проведении добровольного дополнительного межевания.

Чтобы акт имел юридическую силу, для его составления готовят определенный пакет, свидетельствующий о достоверности соглашения:

  • гражданский паспорт собственника рассматриваемого надела;
  • правоустанавливающий документ на собственность;
  • документы, давшие основания для регистрации собственности (согласно купчей, документу о принятии наследства, в дар, в рамках принятого муниципалитетом постановления о передаче земли;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • техпаспорт на объекты строительства, при условии их наличия на рассматриваемом участке;
  • кадастровый план, фиксирующий также местоположение смежных территорий.

Порядок согласования

 

За организацию процесса уточнения границ отвечают привлеченные кадастровые инженеры, с участием собственников соседних наделов. В функции работников кадастровой службы входят межевые работы и составление соответствующего плана межевания.

Необходимость уточнения границ определяется по усмотрению заказчика, оформившего вызов кадастрового инженера. Стороны могут запросить вынести совместную границу между участками, если в этом установлена потребность.

Для определенных территорий границы не определяют:

  • на территориях лесных массивов;
  • особо охраняемых природных зон;
  • земель с/х категорий, используемых населением Крайнего Севера, Дальнего Востока, в сибирском регионе.

В зависимости от обстоятельств, предполагается возможность уточнения пределов участка индивидуально, либо через проведение общего собрания всех вовлеченных в процесс сторон, кто подписывает документ:

  • землевладельцы;
  • потенциальные наследники, претендующие на землю;
  • граждане, использовавшие земли на бессрочных правах;
  • лица, владеющие землей по праву временной аренды.

Особенности согласования через общее собрание

Российские законы не устанавливают требований к индивидуальной процедуре уточнения границ. Если пределы участка определяются через общее собрание заинтересованных лиц, включается строгий регламент:

  1. Местом собрания выбирают населенный пункт, к которому относится рассматриваемая территория, либо ближайший город. По усмотрению сторон, в порядке согласования через кадастрового инженера, допускается иное место сбора сторон.
  2. Для участия в собрании каждому вручают письменное извещение с обязательным уведомлением в получении. Разрешается передача информации посредством электронной почты. Для оповещения используют данные о землепользователях и собственниках из ГКН. Срок передачи оповещения – не позднее 30 дней до назначенной даты.
  3. В течение 15 дней с момента вручения заинтересованные граждане вправе возразить относительно обстоятельств проведения мероприятия. В отдельных случаях возможно публичное оповещение о предстоящем собрании собственников:
    • в кадастре нет данных на одного или нескольких владельцев смежных земель;
    • почтовое извещение вернулось в связи с невозможностью передачи отправителю;
    • рассматриваемая земля соседствует с площадями, рассчитанными на общее пользование;
    • при непосредственном соседстве с садоводством, дачным объединением;
    • при наличии границ с несколькими землями (заинтересованных собственников смежных земель более 5).
  1. Установлены свои требования к бланку извещения:
    • информация о лице, заказавшем проведение согласования границ, и исполнителе в лице кадастрового инженера (понадобятся данные о личности, адресе прописки, контактный телефон;
    • номер по кадастровому учету, адреса и номера по кадастру наделов соседей (если точного адреса не имеется, указывают данные о месте расположения, номер квартала по кадастровому учету, куда входит рассматриваемый объект недвижимости);
    • пункты, устанавливающие правила знакомства с планом межевания, способом информирования, данными о предполагаемой встрече участников уточнения пределов.
    • данные о периоде, отведенном для оповещения, а также адреса участников из заинтересованных лиц, по которым будет организована отправка уведомлений с приглашением на собрание.

Силами кадастрового специалиста проводятся следующие работы:

  • Проверка законности притязаний и прав участвующих сторон, представителей собственников прилегающих участков, ознакомление с документацией на объекты.
  • Установление личности сторон, вовлеченных в процесс установления границ.
  • Организует оповещение задействованных сторон, представителей по доверенности.
  • Проводит разъяснения о сути запланированного мероприятия.
  • Информирует о предполагаемом варианте уточнения пределов земельного надела.

По факту проведенных работ составляют акт согласования. Для оформления используют оборотную сторону листа с межевым планом (графическая часть). Согласование считается завершенным, если все вовлеченные стороны обязаны подтвердить свое согласие подписью.

При отказе кого-либо из участников подписывать акт и отсутствии мотивированного обоснования, в бланке должно быть это указано письменно. При отсутствии какой-либо подписи на бланке, документ считают согласованным, если в нем содержится упоминание о надлежащем оповещении участника.

Уточнение границ является важной частью процесса регистрации и фиксации законных прав на конкретную часть земли определенного размера на рассматриваемой территории. Согласование границ требуется не только при образовании надела, но и в случае его реорганизации. Частым случаем является уточнение пограничной линии между участками соседствующих землевладельцев.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/akt-soglasovaniya-granits-zemelnogo-uchastka/

Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей – правовая природа и назначение

Акт границ

10.04.2013

Свет / Подключение к электросетям

Занимаясь с одним из своих клиентов и помогая ему разрешать проблему с электросетевыми объектами, автор этого материала недавно познакомился с так называемым актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (именно так он и назывался), который, скорее всего, следовало бы назвать соглашением об отступном (хотя и так его, конечно же, тоже называть никак нельзя).

В этом, так называемом акте разграничения, содержится лишь то, что одна сторона признается, что не имеет никаких имущественных притязаний на электросетевое имущество и подтверждает, что это имущество принадлежит другой стороне, подписавшей акт. Ничего более, что требуется отражать в актах, не было.

Естественно, что пришлось немедленно разъяснить клиенту абсолютное несоответствие содержания данного документа тем требованиям, что предъявляются к актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, имеющим совсем иное назначение.

Именно тогда и возникло у автора понимание, что, по-видимому, действительно существует настоятельная необходимость в развернутом разъяснении здесь на сайте значения и роли этого документа для его правильного понимания всеми, кто далек от электроэнергетики, но вынужден с этими актами непосредственнно сталкиваться и с ними работать.

Акт разграничения балансовой принадлежности: правовая основа

Впервые в современных нормативных правовых актах акты разграничения (будем именно так их далее именовать для удобства восприятия) были упомянуты в постановлении Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, внесшем изменения в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г.

№ 861, утвердившее целый ряд правил, и в том числе «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее по тексту – Правила технологического присоединения).

В частности, в подпункте «д» пункта 7 Правил технологического присоединения указывается, что в обязанность сетевой организации входит составление помимо других актов еще и акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Понятие же самих этих актов раскрыто в пункте 2 утвержденных тем же постановлением Правительства РФ „Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг“. Согласно этой правовой норме под актом разграничения балансовой принадлежности электросетей понимается „документ, составляемый в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям …., определяющий границы балансовой принадлежности“.

Согласно той же норме под актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон следует понимать «документ, составленный между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства».

Видимо, для лучшего понимания и более правильного правоприменения в этом же 2 пункте Правил недискриминационного доступа дается и определение самой границы балансовой принадлежности, представляющей собой «линию раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющую границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии…. за состояние и обслуживание электроустановок».

Также следует добавить, что в подпункте «г» пункта 16 Правил технологического присоединения в качестве существенного условия договора технологического присоединения указана обязанность электросетевой организации предусмотреть в договоре порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Акт разграничения балансовой принадлежности: ПУЭ и советское наследие

До выхода вышеуказанного постановления Правительства РФ правовая регламентация применения актов разграничения содержалась в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08 июля 2002 г. № 204. Но, к сожалению, ни в ПУЭ, ни, собственно говоря, в постановлении Правительства РФ информации, доступной для понимания лиц, несведущих в электротехнической специфике, практически нет.

Несомненно, что именно отсутствие в нормативно-правовых актах достаточно внятных и подробных методологических положений влечет такое повсеместное заблуждение в широких массах далеких от электроэнергетики людей, вынужденных включаться в процесс оформления и получения актов разграничения.

В тоже время, скудость доступной информации об этих актах, дает основание с большей уверенностью утверждать, что это все же не результат несовершенства законодательной базы, а лишь еще одно убедительное подтверждение действительной роли и статуса актов разграничения. То есть, того, что акты разграничения являются документами узкотехнического назначения и юридически не настолько уж значимы (хотя некоторые изменения в этом вопросе есть и о них будет сказано ниже).

Если же начинать анализ актов с их наименования, а получили они его еще в советский период, то есть во времена дорыночных отношений, то уже из этого наименования  «акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон» можно определить его несоответствие современным, так сказать, рыночным реалиям.

Определяющей в этом наименовании является именно балансовая принадлежность, то есть совсем не признак права собственности в современном его понимании.

В дорыночные времена, когда практически подавляющая часть всех организаций и предприятий в стране была государственная (лишь некоторая часть была кооперативной, колхозной и т.п.), все их (предприятий и организаций) имущество находилось в государственной собственности.

Предприятия (организации), не имевшие права собственности на имущество, выполняли, таким образом, лишь функции «балансодержателей» этого имущества. Поэтому то они и могли оформлять между собой такие акты разграничения.

Эта практика была повсеместной и распространялась она также на общественные, кооперативные и иные аналогичные организации (никого в тот период не интересовало, что имущество, допустим, кооперативных организаций находилось у них не просто «на балансе», а в собственности).

Акт балансового разграничения – проблема разграничения ответственности

Следом за балансовой принадлежностью автоматически возникает вопрос о так называемой эксплуатационной ответственности сторон.

Она объясняется тем, что с определенной частотой возникали ситуации, когда физическая граница между сетями сторон акта могла не совпадать с устанавливаемой так называемой границей эксплуатационной ответственности этих же сторон.

Проще говоря, в силу технологических причин на какую-то из сторон акта возлагалась обязанность (а, следовательно, и ответственность) осуществления технического обслуживания электросетевого имущества, не находящегося на балансе этой стороны. В то дорыночное время это считалось вполне допустимым и естественным.

Для государственных предприятий и организаций вопрос несовпадения указанных границ был непринципиальным. Поэтому они соглашались нести эксплуатационную ответственность за техническое состояние не принадлежащего предприятию (то есть не находящегося у него на балансе) участка электрических сетей.

Имело же это серьезное значение для определения ответственных и конкретных виновных лиц (можно предполагать, что преимущественно для таких целей это и было, скорее всего, введено) при расследовании энергонадзором и правоохранительными органами различных инцидентов и несчастных случаев, происшедших в электрических сетях.

Если в дорыночные времена такое считалось вполне нормальным и естественным, то вряд ли может быть признано уместным сейчас. Редко кто может в настоящий период согласиться с добровольным принятием на себя затрат по техническому обслуживанию чужого электросетевого имущества.

Очень трудно было бы представить и понять такого собственника частного предприятия согласного добровольно обслуживать не принадлежащее ему электросетевое имущество. Хотя, теоретически это может быть и возможно, но, видимо, при условии возмещения другой стороной акта затрат этому собственнику на техническое обслуживание чужого имущества.

По крайней мере, автору этого материала за время его длительной практики такие случаи не встречались.

При этом, несмотря на всю кажущуюся неуместность сохранения и использования таких актов, эта практика продолжает оставаться и, скорее всего, так она и останется, (это подтверждает вышеуказанное постановление Правительства РФ). Прежде всего, потому, что будут и никуда не исчезнут государственные (муниципальные) унитарные предприятия и бюджетные учреждения, в деятельности которых применение именно таких актов совершенно правомерно.

Конечно же, довольно неуместно и нелепо выглядят эти акты в глазах физических лиц, имеющих на праве собственности трансформаторные подстанции и линии электропередачи. Ведь какой еще у них может быть баланс? И такие их вопросы на соответствующих сайтах и форумах встречаются.

Тут уже ничего, как говорится, не попишешь, поскольку главным в этой ситуации все же является не выражение сомнений и возмущений, а только лишь правильное понимание сущности и назначения актов разграничения у всех участников, вовлеченных в сферу отношений в электроэнергетике.

Акт о балансовой принадлежности в судебных спорах о правах на сетевое имущество

Таким образом, главным выводом из всего вышеизложенного является исключительно техническое назначение актов разграничения, цель которых — это установление точного места физической границы между принадлежащими разным собственникам электросетевыми объектами, соединенными в единую сеть.

Поэтому акты разграничения ни в коем случае не следует относить ни к правоудостоверяющим, ни к тем более правоустанавливающим документам. Они (акты разграничения) сами могут быть оформлены (должны, во всяком случае) сторонами только при наличии у сторон необходимых правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на свои объекты.

Можно, конечно, предполагать, что в каких-то спорных ситуациях акты разграничения могут быть использованы как доказательства принадлежности (и не только принадлежности) электросетевых объектов. Такие случаи имеются в практике, к примеру, акт разграничения может быть вполне использован как надлежащее доказательство ранее выделенной стороне акта электрической мощности в определенном размере.

Но в спорах об установлении принадлежности электросетевого имущества акты разграничения могут быть использованы (и допущены судом) лишь как косвенное доказательство.

Полагать, что это основной документ, подтверждающий право собственности на объект, будет заблуждением.

Тем более неправильно считать, что актами разграничения возможно разрешать вопросы перехода прав на электросетевое имущество (как в случае попытки составления соглашения об отступном) о чем рассказал автор в самом начале этого материала.

Акт о балансовом разграничении и технологическое присоединение к электросетям

Правда, следует отметить, что с выходом вышеупомянутого постановления правительства РФ роль актов разграничения несколько изменилась, а правильнее сказать, повысилась, так как они сейчас выступают (наряду с другими документами) еще и как доказательство, подтверждающее факт завершения процедуры технологического присоединения.

Рядом лиц, получивших в электросетевых организациях такие акты разграничения, но так и не сумевших по разным причинам довести процесс технологического присоединения до завершения или же не заключивших договор электроснабжения с энергосбытовой организацией, данные акты могут быть предъявлены суду в качестве надлежащих доказательств в подтверждение своих исковых требований.

При этом нет никаких оснований считать, что значение и роль актов разграничения останется неизменной и что не произойдет их повышения (либо наоборот, снижения) в дальнейшем.

Все будет зависеть от той динамики развивающихся в электроэнергетике отношений между электросетевыми организациями и потребителями их услуг. Учитывая же нынешнее состояние этих отношений делать какой-то определенный прогноз крайне сложно.

Во всяком случае, автор совсем не задавался этой целью (поскольку это занятие неблагодарное), а был намерен только лишь разъяснить узкий вопрос действительного значения актов разграничения.

Источник: https://energovopros.ru/issledovania/2322/2330/31382/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.