Адаптация персонала
Управление адаптацией персонала
Адаптация персонала – процесс сложный и длительный, и если он происходит спонтанно, без управления, новые сотрудники начинают работать эффективно примерно через год. Сколько из-за этого издержек! А сколько прибыли теряется за это время? Но если у компании есть отлаженная система адаптации персонала и четкая программа адаптации, эти сроки сокращаются всего до пары месяцев!
Адаптация персонала – процесс сложный и длительный, и если он происходит спонтанно, без управления, большинство новых сотрудников начинают работать эффективно только через год.
Сколько из-за этого издержек?! Какая прибыль теряется в течение данного времени? Если же компания реализует отработанную систему, четкую программу адаптации сотрудников, то сроки их привыкания, приспособления к новым условиям труда сокращаются всего до пары месяцев! Разница ощутима!
Как же грамотно управлять адаптацией персонала? Какие методы лучше использовать? Что такое система и программа адаптации персонала, какая от них польза?
- привлечение квалифицированных специалистов к работе с новыми сотрудниками;
- использование лучших методов адаптации работников;
- индивидуальный подход к каждому новому сотруднику;
- разработка профессиональной программы адаптации персонала.
Стоит ли уделять время и средства на работу с «новичками»? Что дает предприятию реализация отработанной системы по адаптации персонала?
- Заметно сокращается текучесть кадров.
- Новый сотрудник легко и безболезненно вливается в коллектив, быстро осваивается на рабочем месте.
- Значительно ускоряется процесс овладения работником своими должностными обязанностями.
- Существенно сокращается количество ошибок, неизбежно возникающих на новом рабочем месте.
- Высокие результаты труда достигаются в минимальные сроки.
Очевидно, что профессиональная помощь «новичку» в процессе приспособления к условиям труда, коллективу, особенностям руководства и организации в целом просто неоценима.
- Снижается уровень нервного напряжения, беспокойства нового сотрудника.
- Человек получает актуальную информацию, которая ему в первое время особенно необходима для успешной деятельности и коммуникации внутри коллектива.
- Работник знакомится с корпоративной культурой компании.
- Возникает возможность уже в первые месяцы работы максимально проявить себя.
Все эти факторы существенно снижают издержки любой компании и заметно повышают прибыль!
Эффективное управление адаптацией персонала зависит от ряда условий
- Необходимо создать подразделение с функциями управления адаптацией персонала.
- В состав данной структуры следует ввести грамотных специалистов из каждого отдела компании, которые годятся на роль наставников.
- Нужно постоянно следить за процессом адаптации: построить систему контроля деятельности тандема «новый сотрудник-наставник» (например, в виде отчетов, контрольных тестирований и т.д.).
- В зависимости от промежуточных результатов обучения, необходимо корректировать программу и сроки адаптации.
- По итогам работы обязательно следует поощрить наставника и нового сотрудника.
Управление адаптацией персонала делает процесс привыкания работников быстрым и безболезненным! Новички обеспечиваются должным вниманием и всесторонней поддержкой!
Теперь, когда Вы убедились в необходимости управления процессом адаптации персонала, важно выбрать для этого эффективные инструменты.
Рассмотрим самые действенные методы адаптации персонала
1. Тестирование новых сотрудников
Цель – выявление их профессиональных знаний и умений, уровня мотивации, индивидуальных особенностей.
2. Книга сотрудника (корпоративная брошюра)
Каждому «новичку» выдается особый карманный справочник, содержащий всю нужную информацию о компании, ее правилах + должностные инструкции.3. Адаптационный лист – дневник нового сотрудника, план стажировки.
Включает в себя:
- задачи на испытательный срок (как правило, определяются руководителем или наставником),
- мероприятия по адаптации,
- перечень заданий к исполнению,
- результат выполнения.
4. Вводная инструкция о правилах компании
5. Индивидуальная программа обучения, стажировки
6. Welcome!-тренинг
Это – один из лучших способов адаптации персонала в рекордно короткие сроки. Позволяет новым сотрудникам быстро освоиться и стать «своими» в коллективе.
Включает эффективные мероприятия по адаптации персонала:
- знакомство с сотрудниками,
- обзорную экскурсию,
- просмотр учебных видео-материалов,
- различных презентаций и т.д.
8. Система наставничества
Это – надежный и проверенный годами способ эффективной адаптации персонала. Под чутким и внимательным руководством опытного сотрудника новички интенсивно развиваются в профессиональном плане. Получая моральную и информационную поддержку, перенимая знания и бесценный опыт у своих наставников, молодые специалисты быстро вырастают в настоящих мастеров своего дела.
9. Коучинг
Данный инструмент – отличный инновационный метод адаптации персонала. С его помощью возможно максимально раскрыть профессиональные способности новых сотрудников. В сочетании с наставничеством дает потрясающе высокие результаты!
ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕЕ СОЗДАТЬ?
Разработка и реализация четкой программы адаптации персонала в организации предоставляет новым сотрудникам массу возможностей:
- в короткий срок получить всю нужную информацию;
- оценить перспективы карьерного роста;
- быстро включиться в трудовой процесс;
- органично влиться в коллектив и стать членом единой команды;
- пройти результативное обучение;
- в полной мере реализовать свои способности и таланты.
Использование эффективной программы адаптации сотрудников значительно сокращает сроки их приспособления к условиям новой деятельности.
1. Цели, которые должны быть достигнуты в ходе работы.
2. Классификация сотрудников по группам и особенности программы адаптации для каждой категории.
3. Перечень вопросов, чаще всего задаваемых новичками и список ответов на них. А также указание лиц, к которым можно обратиться за помощью или дополнительной информацией.
4. Перечисление информационных материалов для новых работников (корпоративные брошюры, методички, должностные инструкции, персонал с указанием должности и контактов и т.д.)
5. Список и краткое содержание учебных мероприятий (стажировка, тренинги, семинары, консультации и т.д.).
6. Наставник или круг конкретных лиц, ответственных за содействие в адаптации новых сотрудников, а также перечисление их обязанностей.
7. Критерии успешности прохождения испытательного срока.
8. Форма контроля деятельности новых сотрудников (например, ежедневная или еженедельная отчетность наставнику о результатах проделанной работы).
Эффективность адаптации персонала ощутимо возрастает, когда в компании практикуется индивидуальный подход к каждому новому сотруднику. Если учитывать особенности профессиональных и личностных качеств, способностей, потребностей и амбиций конкретного человека, можно в полной мере раскрыть его потенциал и использовать на благо организации!Знаете заповедь лучших топ-менеджеров? Дайте каждому именно то, что он хочет – и Вы получите отличную команду, состоящую только из лучших сотрудников!
Руководители, помните: грамотное управление адаптацией персонала сокращает сроки приспособления, привыкания новых сотрудников в 5-6 раз!
А использование эффективной системы работы с «новичками», ко всему прочему, позволяет в короткие сроки раскрыть потребности и способности каждого начинающего профессионала. Теперь в своей компании Вы сможете легко выстроить выгодные для всех отношения и получать максимальную отдачу в виде высокой прибыли!
Центр «Псиконсалтинг» оказывает консалтинговые, тренинговые услуги в ведении, организации и управлении предприятием. Мы работаем по всем направлениям профессиональной поддержки бизнеса. Высококвалифицированные специалисты Центра «Псиконсалтинг» разрабатывают и успешно реализуют комплексные системы адаптации персонала индивидуально для каждой компании!
Эффективность программ и высокое качество предоставляемых услуг проверены на практике и подтверждены нашими клиентами.
Источник: http://psikonsalting.ru/articles/upravlenie-adaptatsiey/
Адаптация персонала – виды, методы, этапы проведения, видео
Трудовая адаптация персонала играет важную роль в рабочем процессе. Чтобы человек быстрее привык к новому месту и начал качественно выполнять свои задания, надо знать какие есть методы адаптации и как их применять. Только так новый сотрудник быстро найдет общий язык с работниками и начнет приносить прибыль компании.
Зачем нужна адаптация персонала
Те руководители, которые уже искали нового сотрудника в свою фирму, знают, как это трудно и сколько денег на это уходит. Если вы еще не искали – поверьте на слово: да, трудно, и да, много.
Около 80% людей, которые ушли с работы в первые полгода после оформления на новую должность, приняли это решение в первые 2 недели. То есть во время адаптации.
Новичку – трудно. Первый рабочий день – самый тяжелый. Человек никого и ничего не знает, плохо ориентируется и в целом напоминает слепого котенка. Если этого котенка отпинает ногами недружелюбный шеф или не примут в свой коллектив другие коты – тот уйдет. А если котенок узкопрофильный и всеми востребованный, нового найти будет тяжело. Чтобы привыкнуть, новому работнику нужно время.
Адаптация заключается в привыкании сотрудника к новому месту работы, а коллектива – к новому сотруднику.
Нельзя назвать точное время, которое понадобится для адаптации. Многое зависит как от работника и коллектива, так и от руководства. Если новичку в кайф знакомиться с новыми людьми, а старые работники дружелюбно относятся к новичкам, адаптация займет пару недель. Если же нового работника примут сухо или агрессивно, процесс может занять и два месяца.
Помочь новому сотруднику должен HR-отдел. Его функция – профориентация потенциального работника и определение индивидуальных качеств.
Этапы адаптации персонала
Любое дело требует плана. Уважающая себя и своих сотрудников компания имеет план адаптации персонала, который делится на следующие этапы:
- Подготовка. Нового сотрудника знакомят с персоналом, дают ему место работы, определяют человека, к которому он сможет обратиться с интересующими его вопросами, оформляют бумаги. Новичку рассказывают, чем компания занимается, к чему стремится, с чего она начинала.
- Обучение. Куратор или руководитель объясняет, что нужно делать и как лучше выполнять работу.
- Теория и практика. Первое время новичок наблюдает за работой профессионалов, потом – и сам включается в процесс.
- Результаты. Пронаблюдав за работой новичка в течение его стажировки, руководители оценивают труд, навыки, преимущества и недостатки. В зависимости от данных результатов руководство решает, нужен их фирме такой сотрудник – или нет.
Виды и методы адаптации персонала
Существуют всего два основных вида адаптации работников:
- Первичная адаптация – процесс внедрения в коллектив человека без опыта работы. Обычно у такого сотрудника нет навыков, которые помогли бы ему быстро со всеми познакомиться и сразу стать частью компании. Среди таких работников чаще всего встречаются студенты, которые только закончили ВУЗ или женщины, до этого времени находившиеся в декрете. Этим потенциальным сотрудникам сложнее влиться в коллектив и начать покорять карьерную лестницу, чем людям из следующей категории.
- Вторичная адаптация – привыкание к новому месту работы сотрудника, который уже где-то работал: возможно, занимал похожую должность. Он уже знает, как найти общий язык с начальством и коллективом. Также знает с чего нужно начать и как эффективно работать. Адаптация у них проходит легко. Зачастую такими работниками являются люди, которые решили перейти в конкурентную фирму на похожую должность или сотрудники, переведенные в филиал своей компании, находящийся в другом городе.
Чтобы адаптация прошла гладко, нужно подобрать подходящий способ. Есть методы непроизводственные, а есть – экономические. В чем же разница?
Применение экономического метода задействует финансовую мотивацию: сотрудник узнает, сколько может получить на этой должности, и адаптируется проще, быстрее и продуктивнее. Непроизводственные методы адаптации подразумевают, что руководитель сам решит, как именно помочь новичку привыкнуть к новому месту.
Самые популярные непроизводственные методы
Корпоративный PR. Суть заключается в создании инструктажа. Это может быть настольная книга, справочник, буклет – что угодно. Главное, чтобы он был мобильным и легко читался. В инструктаже пишут правила компании, ее дресс-код, режим, описание рабочего места, местные традиции.
Корпоративное мероприятие. Еще один легкий способ познакомить нового человека со всеми. Не обязательно устраивать огромную вечеринку с кокаином и стриптизершами. Можно обойтись банальным чаепитием.
Тренинг команды. Данный метод подходит для особо сложных случаев, когда адаптация протекает тяжело, а общий язык с коллегами все никак не находится.
В компанию приглашается профессионал – тренер или психолог, который проводит беседу со всеми сотрудниками.
В ходе мероприятия все могут высказать свои претензии, а приглашенный психолог поможет с ними разобраться и прийти к общему знаменателю.
Папка для новичка. Руководство пишет для нового сотрудника инструктаж. В нем должны быть все возможные вопросы, которые возникнут у новичка и ответы на них. Все эти бумаги складываются в отдельную папку и отдаются работнику для изучения.
Веб-сайт корпорации. Очень хорошо, если на сайте будут выложены все схемы и примеры заполнения документов, с которыми работают сотрудники, новости компании, советы и подсказки от руководства или самих работников. Такие сайты не только упрощают адаптационный период новичка, но и положительно влияют на уже устоявшийся коллектив.
Руководители должны понять: бросить нового сотрудника в открытое плавание – вариант неплохой, если вам в компании нужны спартанцы. Но если вы дорожите нанятым работником, и он вам интересен – помогите ему адаптироваться. Так вы приблизите момент его включения в работу компании – и новичок быстрее даст свои плоды.
Как правильно проводить адаптацию персонала — видео
Источник: https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/dlya-chego-nuzhna-adaptaciya-personala/